А.С. Сироткин, Ю.Л. Малкова

Из истории деятельности совещательных
предпринимательских организаций
Владимирской губернии

 

Ивановский государственный энергетический университет

Ивановский государственный химико-технологический университет

 

В статье рассматривается история деятельности первых представительных организаций предпринимателей Владимирской губернии (Владимирского мануфактурного комитета и Иваново-Вознесенского комитета торговли и мануфактур), их функции, состав и круг решаемых вопросов, а также роль этих учреждений в развитии промышленности региона.

Российской промышленности на всем протяжении ее развития было традиционно свойственно государственное вмешательство. Предпринимателей приучали к мысли, что правительство способно позаботиться о них, знает их нужды и потребности, и особые организации для представительства своих интересов создавать не следует. Однако со временем и в правительстве стали осознавать, что для рассмотрения некоторых вопросов экономического развития необходимо привлекать торгово-промышленные круги. Первые попытки привлечения предпринимателей к участию в решении хозяйственных вопросов были предприняты при Екатерине I [5, с.27] (фактически планировалось проведение ежегодных промышленных съездов), но реального воплощения проект не получил. Только в XIX веке, с учреждением в составе Департамента мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов в 1828 г. Мануфактурного совета, возникают первые предпринимательские совещательные учреждения.

Совет, созданный «для вспомоществования мануфактурной промышленности», состоял из фабрикантов, представителей дворянства и купечества. В центрах промышленно развитых губерний открывались мануфактурные комитеты (фактически отделения совета), а в уездных, имевших фабричное производство, создавался институт мануфактур-корреспондентов. Состав губернских комитетов носил смешанный характер. В них входили представители дворянства и торгово-промышленной буржуазии. Председательствовал на собраниях комитета губернатор. Члены комитетов определялись министром финансов по согласованию с местными властями. Всего с 1828 г. было учреждено менее 20 комитетов. В их задачи входило «информирование властей о фабриках, заводах и состоянии промыслов, сообщение начальству замечаний о мануфактурной промышленности и причинах ее процветания и упадка», вопросы о поиске новых рынков сбыта, рассмотрение просьб и споров о привилегиях и т. п. И все же, при весьма широком спектре полномочий, Совет не имел права по собственной инициативе рассматривать интересовавшие его экономические вопросы. Это стало главной причиной неудовлетворительной работы комитетов [5, с.29].

Во Владимире мануфактурный комитет был учрежден одним из первых. Губерния славилась своей мануфактурной промышленностью, но вот сам губернский город не являлся промышленным центром, поэтому работа комитета протекала довольно вяло. В различное время в составе комитета числились фабриканты Алексей Иванович Болотов и Алексей Иванович Посылин (оба из Шуи), Ефим Григорьевич Елизаров (Вязники), Дмитрий Иванович Спиридонов (Иваново) и ряд других промышленников [1, Д.18. Л.11]. Заседания комитета проводились редко, как правило, когда из департамента приходило распоряжение по рассмотрению какого-либо вопроса. Инициатива предпринимателей была сведена к минимуму. При всем этом нельзя сказать, что комитет не сыграл абсолютно никакой роли в развитии промышленности края.

Во-первых, Владимирский мануфактурный комитет способствовал привлечению фабрикантов Владимирской губернии к экспортной торговле: в 1830 гг. для рассмотрения многочисленных поступавших в Министерство финансов «записок» об улучшении торговли с Азией и разработки устава образуемой торговой компании был создан комитет, в работе которого принял участие шуйский купец Алексей Иванович Болотов. Он также предоставил партию своих ситцев для организованной казной торговой экспедиции в Астрабад (в Персию). В 1845 г. при участии членов комитета александровского купца 1-й гильдии И. Ф. Баранова и вязниковского купца 2-й гильдии Е. Г. Елизарова был учрежден «Московский торговый дом по торговле с Азией», который занимался торговлей с Персией и просуществовал до середины 1850-х гг. [3, с.243]. Через комитет фабриканты губернии получали образцы тканей, имевших наибольшее распространение в Европе, Турции, Персии, с указанием названий и цен.

Во-вторых, комитет стал первым учреждением, где фабриканты могли лоббировать (хотя и в завуалированной форме) свои интересы. Так, в 1842 г. на одном из заседаний рассматривалось обращение фабриканта Д. И. Спиридонова «об ограничении использования цилиндропечатных машин и вредных условиях, могущих произойти от их распространения с устранением от работы большого количества мастерового класса людей» [1, Д.14. Л.1-2]. За этой сложной формулировкой скрывалось желание фабриканта, впервые в губернии внедрившего в производство цилиндропечатную машину, ограничить их распространение и, тем самым, сохранить максимальную прибыль.

При этом Д.И. Спиридонов даже сам разработал проект постановления: разрешить использование печатных машин только купцам 1-й гильдии, на каждую машину иметь 50-60 столов для ручной набивки и иметь на мануфактурах вспомогательную технику. Вопрос после обсуждения в комитете был переадресован в Департамент мануфактур и внутренней торговли, где в апреле 1842 г. его рассмотрели и в ограничении не нашли надобности. Объясняли это тем, что машины появлялись постепенно, а набойщики могли найти и иной источник дохода. Примечателен сам факт такого обращения в комитет, который говорит о том, что фабриканты верно увидели в нем «рычаг воздействия» на правительство. Правда, инициативу Спиридонова нельзя рассматривать как прогрессивную – удовлетворение его ходатайства заметно снизило бы темпы развития ситценабивного производства в губернии.

С середины XIX века Владимирский мануфактурный комитет фактически прекращает деятельность. По данным 1847 г., в его составе числилось всего три фабриканта: по одному из Вязников, Иванова и Шуи. Последнее заседание состоялось в 1872 г., после чего комитет был ликвидирован в связи с реформой, проходившей в структуре Министерства финансов. Реформа 1872 г., в ходе которой появился объединенный Совет торговли и мануфактур, предоставила на местном уровне право создавать Комитеты торговли и мануфактур, которые могли учреждаться в городах с развитой промышленностью по решению местной администрации, либо местного купеческого общества. Окончательное решение об открытии оставалось за министром финансов. Возникновение их шло крайне медленно: в 1872-1885 гг. образовано всего 8 (в Москве, Варшаве, Архангельске, Иваново-Вознесенске, Одессе, Ростове-на-Дону, Твери и Тихвине). До 1905 г. появились комитеты в Костроме, Белостоке, Лодзи и Тифлисе. Всего до 1917 г. было открыто 15 комитетов торговли и мануфактур [5, с.38].

Недостатки новых совещательных учреждений повторяли слабости предшествовавших им мануфактурных комитетов: ограниченность прав, узкий состав, забюрократизированность действий, плюс к этому функции комитетов перекрывались функциями биржевых комитетов, действовавших в тех же районах. Из 12 комитетов, открытых до 1905 г., наиболее влиятельными можно считать два – в Иваново-Вознесенске и Костроме. Первый традиционно ориентировался на группу московских биржевиков во главе с Н. А. Найденовым – Г. А. Крестовниковым, второй – на группу московских фабрикантов во главе с П. П. Рябушинским и А. И. Коноваловым. Ни в Костроме, ни в каком-либо из городов Владимирской губернии не имелось биржевых комитетов, что выдвигало на первые роли именно комитеты торговли и мануфактур.

Что нового появилось в деятельности этих совещательных предпринимательских организаций по сравнению с действовавшими ранее мануфактурными советами?

Во-первых, формирование новых органов осуществлялось на выборных началах.

Во-вторых, произошло объединение представителей промышленности и торговли единым комитетом, хотя все это было очень условно – в Иваново-Вознесенском комитете на всем протяжении его существования членами являлись только владельцы мануфактурных заведений.

В-третьих, расширился круг полномочий и рассматриваемых вопросов: в сферу деятельности комитета попадали сбор сведений относительно местной фабрично-заводской промышленности, количестве выработанных продуктов, положении рабочих; рассмотрение вопросов содействия развития отечественной промышленности, внутренней и внешней торговли. Реально комитетами рассматривались вопросы международного вексельного права, изменения таможенных тарифов, продолжительности рабочего дня, образования рабочих, вопросы снабжения предприятий топливом, изменения торгово-промышленных уставов.

Иваново-Вознесенский комитет (далее – ИВКТМ), первое заседание которого состоялось в мае 1879 г., объединил на старте своей деятельности лишь промышленников города Иваново-Вознесенска и села Кохмы [2, Д.2. Л. 4.]. Председателем комитета был избран Мефодий Никонович Гарелин. В числе членов – крупнейшие ивановские фабриканты Николай Бурылин, Яков Гречин, Иван Полушин, Иван Гарелин, Владимир Ясюнинский и другие. Состав обновлялся каждые два года путем перевыборов, секретарь избирался на четыре года. Он не входил в члены комитета. С 1879 г. и до 1909 г. бессменным секретарем был технолог С. Д. Смирнов (затем его сменил К. Г. Щетинин-Какуев). Заседания комитета проводились в помещении местного отделения Императорского Русского технического общества. Попытки включить в сферу деятельности Шую, Тейково, Кинешемский и Нерехтский уезды Костромской губернии не увенчалась успехом. Однако иногда фабриканты из этих промышленных центров принимали участие в заседаниях комитета в качестве экспертов, не являясь при этом его членами.

ИВКТМ за время работы было проведено более 200 заседаний, что отражено в журналах комитета [2, Д.2]. Некоторые исследователи достаточно скептически оценивают результаты его работы, отмечая, что КТМ либо рассматривал вопросы, «спущенные сверху», из Департамента торговли и мануфактур, либо «под давлением губернской администрации обсуждал исключительно местные вопросы: например, об устройстве и содержании за счет фабрикантов колодцев в селениях» [4, с.64.]. Однако при детальном анализе журналов заседаний комитета, переписки и сопутствующей документации можно сделать вывод, что ИВКТМ рассматривал также множество весьма важных для промышленности страны (и Ивановского промышленного района) вопросов. Уже в первые годы своей деятельности комитет рассмотрел ряд важных законопроектов по таможенно-тарифной политике и налоговых сборов с промышленных предприятий. При обсуждении вопроса о закрытии Закавказского транзита для товаров иностранного производства (1883 г.) провели семь заседаний в течение пяти месяцев – с привлечением фабрикантов из Кинешмы и Шуи, при этом для обсуждения вопроса в Министерстве финансов из ИВКТМ были делегированы два представителя. При рассмотрении законопроектов, связанных с изменениями в рабочем законодательстве, ивановские фабриканты также проявляли повышенный интерес к заседаниям комитета (например, при обсуждении вопроса о регулировании ночного труда в 1886 г.).

Показательна реакция ивановских мануфактуристов на ходатайство столичных фабрикантов об отмене или временном понижении пошлин на иностранную пряжу (1888 г.). При получении сведений об этом было созвано экстренное заседание, где фабриканты пришли к единодушному выводу «...обратиться к Министру финансов с просьбой об отклонении ходатайства, удовлетворение которого могло бы гибельно отразиться на всей хлопчатобумажной промышленности России, а также и затормозить начавшееся развитие культуры хлопка в Средней Азии и на Кавказе» [2, Д. 2. Л.55]. Мануфактуристы Ивановского промышленного района, использовавшие в производстве преимущественно отечественный хлопок, понимали возможные результаты снижения пошлин на импортную пряжу – конкурировать с изделиями из Санкт-Петербурга будет почти невозможно, поэтому прибегли к испытанному средству: обращению в Министерство финансов с просьбой о защите «отечественных интересов».

Деятельность ИВКТМ немало способствовала развитию местной промышленности путем решения вопросов почтового сообщения, строительства новых железнодорожных путей, открытия специализированных учебных заведений. Так, с 1894 г. в комитете обсуждались вопросы о соединении Ивановской железной дороги через Тейково и Юрьев Польский с Ярославской линией, о строительстве железной дороги Иваново – Нерехта, об удлинении железнодорожной ветки в Кинешме. В 1898 г. комитет поддержал ходатайство владельцев Фряньковской и Вознесенской мануфактур перед Министерством путей сообщения о проведении ветки Бельково – Щелково Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги [2, Д.2. Л. 192.]. В следующем году по инициативе комитета состоялось собрание ивановских предпринимателей по вопросу устройства железнодорожных подъездных путей к фабрикам, где было достигнуто соглашение о принятии промышленниками части расходов по строительству.

Нельзя не отметить, что не обошлось без помощи ИВКТМ и открытие в Иваново-Вознесенске рисовальной и торговой школ. Члены ИВКТМ вошли в хозяйственный комитет рисовального училища, а председатель комитета А.М. Гандурин был избран почетным смотрителем. Предложение об открытии в городе торговой школы поступило от директора Департамента торговли и мануфактур и было поддержано первым председателем ИВКТМ, М.Н. Гарелиным. Фабриканты постановили принять на себя половину расходов на содержание школы, взяли на себя и вопрос о размещении нового учебного заведения.             Несомненно, Иваново-Вознесенск только приобрел от того, что городской комитет торговли и мануфактур часто занимался не глобальными вопросами развития отечественного предпринимательства, а решением местных проблем. Многие вопросы здравоохранения, образования, городского благоустройства и развития предприятий в Иваново-Вознесенске нашли свое решение при активном участии комитета торговли и мануфактур, продолжавшего свою деятельность фактически до Первой мировой войны.

 

Список использованной литературы

 

1.            Государственный архив Владимирской области (ГАВО). Ф. 261. «Владимирский губернский мануфактурный комитет». Оп. 1.

2.            Государственный архив Ивановской области (ГАИО). Ф.27. «Иваново-Вознесенский комитет торговли и мануфактур». Оп. 1.

3.            Куканова Н.Г. Очерки по истории русско-иранских торговых отношений в XVII – 1-й половине XIX века. М., 1968.

4.            Лаверычев В.Я. Царизм и буржуазия. М., 1963.

5.            Шапкин И.Н. Из истории лоббизма в России. М., 1999.