О Всероссийском конкурсе "Человек на Земле"

Конкурс детских экологических проектов «Человек на Земле» проводится, начиная с 1995 г. Конкурс способствует формированию у подрастающего поколения экологического мировоззрения и активной гражданской позиции посредством участия детей и подростков в исследованиях местных экологических проблем и посильной природоохранной деятельности.

К участию в конкурсе приглашались коллективы детей при школах, учреждениях дополнительного образования, вузах, научных центрах и других организациях, а также семейные коллективы. Возраст детей не ограничивался, но в конкурсе, как правило, наиболее активно участвуют подростки 12-15 лет.

    Конкурс проходил по семи номинациям:
  1. Проблемы природных экосистем
  2. Животные и растения в экосистемах
  3. Экологические проблемы городов
  4. Проблемы экономии энергии и ресурсов
  5. Экологические проблемы сел и деревень
  6. Этнографические исследования
  7. Первые шаги в экологии.

Первый этап – заочный тур, на который работы необходимо было выслать до 20 ноября 2004 г.

В V Всероссийском конкурсе детских экологических проектов «Человек на Земле» приняло участие почти 900 работ, выполненных юными экологами, проживающими в 483 городах, районных центрах, поселках и деревнях в 68 регионах России, а также в Белоруссии, Казахстане и Украине. Большая часть детских коллективов принимавших участие в конкурсах (92%), проживает в маленьких городах районного значения, поселках, селах и деревнях.

Проекты, поступившие на конкурс, включают в себя подробные отчеты о проводимых исследованиях с таблицами, графиками, диаграммами, рисунками, картами, схемами и фотографиями. Многие исследования коллективы проводят из года в год, передавая эстафету и накопленные материалы из поколения в поколение. Участники конкурса оценивают экологическое состояние больших и малых рек, озер, прудов, родников, ручьев, колодцев; анализируют состав природных вод и питьевой воды в городах; сажают леса, убирают свалки; ведут разъяснительную и просветительскую экологическую работу в своих поселках, деревнях и городах. В этнографических исследованиях подростки с большим душевным вниманием знакомятся с историей своего края, с народной мудростью, воплотившейся в обычаях, обрядах и народном творчестве. Высокую социально-практическую ценность имеют исследования современного состояния здоровья коренных малочисленных народов Севера. Безусловный научный интерес представляют также наблюдения за климатом и изучения совпадений погоды с народными приметами.

Конкурс по номинации «Первые шаги в экологии проходил отдельно, совместно с журналом «Мурзилка». Задание этой номинации «Живая аптека» было опубликовано на страницах «Мурзилки» № 9 за 2004 год и вызвало большой интерес у младших школьников. В редакцию поступило более 450 работ почти из всех регионов России, а также из двух областей Белоруссии. Результаты были опубликованы в «Мурзилке» (№1, 2005 г.). По традиции, установленной в «Мурзилке», подарками (красочными книгами издательства «ОЛМАПРЕСС» «Растительный мир в картинках») и Дипломами «Хранители Земли» награждены 26 работ, но все письма, по мнению экспертов, содержали правильные ответы, более половины работ имели развернутый ответ и продемонстрировали несомненный интерес и любовь дошкольников и младших школьников к природе родного края.

Второй этап конкурса – очная конференция школьников состоялась в Москве 20-25 марта 2005 г. На конференцию приехали 180 участников из 41 региона. В течение двух дней в Политехническом музее проводилась стендовая сессия, на которой были представлены 70 проектов. С работами внимательно ознакомились члены жюри, которое, возглавил член-корреспондент РАН, доктор географических наук, профессор А.П.Капица.

Дирекция музея высоко оценила уровень представленных работ, социальную значимость деятельности юных экологов, и выступила с предложением принять на вечное хранение в Политехническом музее несколько лучших проектов, представленных на конкурс.

В последующие дни конференция проходила в аудиториях Дарвиновского и Зоологического музеев. Здесь перед участниками выступали с лекциями ученые, а сами школьники делали доклады о своих исследованиях и отвечали на вопросы жюри и сверстников. Торжественное закрытие конференции состоялось в зале Московского дворца творчества детей и юношества на Воробъевых горах. Здесь победителям конкурса были вручены Дипломы «Хранители Земли».

Третий этап – конференция руководителей проектов, принимавших участие в конкурсе, состоялась с 31 октября по 4 ноября 2005 г. в Нижнем Новгороде на базе НООО «Компьютерный экологический центр» и Экологического центра «Зеленый Парус» Дома детского творчества Нижегородского управления образования и социально правовой защиты детства. В программе конференции были предусмотрены лекции и доклады по тематике конкурса, проведен мастер-класс «Техническое и научно-методическое оснащение учебно-исследовательской деятельности школьников», обсуждены итоги конкурса, состоялся обмен опытом организации проектной деятельности учащихся, а также круглый стол по вопросам организации детского экологического движения. Участникам были вручены экземпляры пособий и методической литературы по экологическому воспитанию и образованию, а также справочное пособие о детских экологических организациях «Детское экологическое движение в России» – Нижний Новгород. Изд. Ю.А.Николаев, 2005. – 244 с.

Решение жюри V конкурса

Положение о VI конкурсе

 Положение о VII конкурсе