УДК 339
ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
НА РЫНКЕ УСЛУГ ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
С.В. Кузнецова
Ивановский государственный химико-технологический университет
В статье приведена оценка социально-экономической ситуации на рынке услуг дошкольных образовательных учреждений. Рассмотрена ситуация в целом по России и в Ивановской области. Поставлена задача разработки методики прогнозирования ситуации на рынке услуг дошкольных образовательных учреждений.
Произошедшие за последние десятилетия политические и экономические изменения затронули и систему образования в целом, и дошкольное воспитание как одно из его направлений. Последнее десятилетие прошлого века характеризовалось сокращением сети дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), стремительным повышением родительской платы за содержание детей в детском саду, ростом очередности на получение путевки и снижением охвата детей дошкольным образованием.
Число дошкольных образовательных учреждений в 1991 г. было 87,6 тыс., а в 2001 г. их стало 50 тыс., в том числе в городах и поселках городского типа 47 тыс. в 1991 и 27,9 тыс. в 2001 г., а в сельской местности 40,6 тыс. в 1991 и 22,1 тыс. в 2001 г. Динамика показывает снижение количества данных заведений. Об этом говорит и изменение численности детей в дошкольных учреждениях 8433 тыс. чел. в 1991 г. и 4246 тыс. чел. в 2001 г. Это обусловлено тем, что в России за последние десять лет (1991 – 2002 гг.) наблюдалось снижение численности детей дошкольного возраста: до 4 лет – с 11730 до 6306 человек и в возрасте от 5 до 9 лет – соответственно с 11604 до 7123 человек. Сокращение количества дошкольных учреждений в условиях снижения рождаемости само по себе не является негативным процессом, если оно осуществляется в рамках программы реструктурирования и оптимизации сети ДОУ. К сожалению, в некоторых регионах и даже федеральных округах сокращение ДОУ в последние десятилетия приобрело массовый неконтролируемый характер и, наряду с другими факторами, значительно снижает доступность дошкольного образования.
По данным, полученным в ходе реализации проекта «Формирование системы мониторинга экономики образования», средняя сумма годовой платы за посещение детского сада для немосковских семей в 2003 г., составила 2317 руб., а для московской семьи – 3597 руб. Кроме того, надо отметить, что за частные услуги няни немосковская семья платила в среднем 3983 руб., а московская семья – 17284 руб., в год.
Важной статьей расходов семей является оплата услуг частных лиц за подготовку дошкольников к первому классу: средняя российская семья тратит на это 1408 руб., а московская семья – 7840 руб. На этом этапе образования важную роль, судя по расходам домохозяйств, играют дополнительные образовательные услуги – на музыкальную, спортивную, художественную, танцевальную школы. Расходы немосковской семьи на данные услуги официально составили 1212 руб., а московской – соответственно 4140 руб.
Семьи, нацеленные на получение детьми высшего образования, в целом тратят на обучение и воспитание дошкольников примерно столько же, сколько и остальные участники опроса, однако, они заметно чаще других (26% против 20% в среднем по выборке) заявляют, что готовы к неофициальной оплате поступления ребенка в «хорошую школу». Судя по данным опроса и субъективным оценкам респондентов, наиболее крупные семейные вложения в дошкольное воспитание детей осуществляются в Москве и Санкт-Петербурге (в три раза больше, чем в среднем по опросу), а также в Северо-Западном и Уральском регионах (в полтора раза больше, чем в среднем). Затраты на одного дошкольника в год для московской семьи оцениваются в 9143 руб., а для немосковской – в 6161 руб.
Рост спроса на услуги частных структур, в основном, обусловлен низким качеством государственных услуг дошкольных учреждений. Государственные учреждения сталкиваются с проблемой недостатка персонала, с его низкой квалификацией. Причиной нехватки квалифицированных специалистов является недостаточное финансирование дошкольных учреждений. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в данных учреждениях составляла в 2001 г. 1364 руб., а прожиточный минимум в среднем на душу населения в этом же году равнялся в Москве и Московской области более 1800 руб., а в Тверской, Курской, Ивановской, Пермской, Саратовской, Нижегородской и многих других областей России был близок к этому уровню. Динамика номинальной начисленной заработной платы в дошкольных образовательных учреждениях за последние десять лет представлена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика среднемесячной заработной платы работников дошкольных
учебных учреждений (рубли; до 1998г. – тыс. руб.) [2]
Годы |
1990 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
Среднемесячная заработная плата |
0,170 |
242,3 |
425,4 |
473,4 |
511,9 |
657,0 |
935,0 |
1364,0 |
Укомплектованность штатов дошкольных учреждений в 2001 году была не полной: при штатном расписании в 1609 тыс. человек фактически заполненными были 1560,7 тыс. должностей. 50% от общей численности педагогического персонала составляют работники, имеющие стаж педагогической работы 15 и более лет. В 1994 году работников с таким стажем было 36%. Старение кадров – одна из причин низкого качества образовательных услуг.
Плохая материально-техническая база дошкольных учреждений также влияет на выбор родителей в пользу увеличения расходов на частные услуги: 33,3% от общей численности дошкольных заведений требуют капитального ремонта, из них 1,3% - это здания, которые находятся в аварийном состоянии. Таким образом, потенциальный спрос на услуги дошкольных образовательных учреждений включает в себя не только услуги государственных, но и частных заведений, которые позволяют удовлетворять большие потребности родителей в этой сфере услуг образования. Государственные дошкольные учреждения не соответствуют требованиям родителей дошкольников [1]. Данные тенденции привели к нарушению гарантии прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения, к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и из семьи.
Сегодня можно констатировать, что в услугах дошкольного образовательного учреждения нуждается подавляющее число родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в демографии страны в целом в последнее время наметилась тенденция стабилизации рождаемости, что привело к увеличению спроса на услуги дошкольных образовательных учреждений. Многотысячные очереди на место в детский сад стали острой проблемой.
Количество детей, нуждающихся в устройстве в ДОУ, с 2000 по 2004 годы увеличилось в 3,4 раза с 238 до 805 тысяч детей. Сегодня в целом по России чуть более 55% детей дошкольного возраста посещают детские сады или специально созданные дошкольные группы, и соответственно около 45% детей по разным причинам не получают дошкольного образования. Учитывая такую статистику, становится очевидным, что главная задача государства в сфере дошкольного образования – обеспечение его общедоступности[3].
В России дошкольное образование, как и высшее, не является обязательным, его получение не гарантируется государством. В то же время «обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования и достижение нового современного качества дошкольного образования» декларируется как одно из важнейших направлений модернизации российского образования. Согласно федеральной Программе развития образования основным направлением развития дошкольного образования являются:
- обеспечение государством общедоступности услуг образовательных дошкольных учреждений для всех групп населения;
- сохранение и развитие системы различных видов дошкольных образовательных учреждений и обеспечение их функционирования в соответствии с потребностями населения.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
- создание и функционирование системы дошкольных образовательных учреждений различных видов в соответствии с потребностями населения;
- введение дифференцированных норм финансирования дошкольного образования [5].
Ситуация с ДОУ в Ивановской области мало отличается от ситуации, сложившейся в целом по стране. В Ивановской области 550 дошкольных образовательных учреждений (данные 2002 года), их посещают 37,6 тыс. детей (63,7% от численности детского населения в возрасте от 3 до 7 лет); 20% детских садов нуждаются в проведении капитального ремонта; 10% ДОУ не имеют необходимого набора удобств; прекращено строительство ДОУ; увеличивается износ мебели, оборудования, как в помещениях, так и на участках для прогулок.
Обеспеченность программно-мето-дическим материалом, пособиями, игрушками, соответствующими современным требованиям педагогики развития, личностно-ориентированного подхода, составляет от 30 до 70%. Продукция, выпускаемая предприятиями нашего региона, не является конкурентоспособной на рынке игрушек.
Остается проблемой кадровое обеспечение дошкольных образовательных учреждений. Сохраняется тенденция старения педагогических работников ДОУ. Численность молодых специалистов со стажем до 5 лет уменьшилась за последние годы более чем на 4% и составляет 8,8%; со стажем 15 лет и более – увеличилась на 10%; 65% от общей численности педагогов не имеют высшего педагогического образования.
Лишь 12% от общей численности воспитателей имеют I-ю квалификационную категорию и 1,3% - высшую.
Серьезной проблемой становится усиливающийся отток педагогов из детских садов в районах, городах, населенных пунктах с возрождающейся экономикой.
Уменьшается количество ДОУ и количество посещающих их детей, в результате чего более 35% дошкольников не пользуются услугами первого уровня системы образования и поступают в школу, имея разные стартовые возможности для обучения. В связи с сокращением числа ДОУ родители вынуждены занимать очередь в детский сад еще до рождения ребенка. В области есть ДОУ, которые укомплектованы сверх плановой наполняемости.
Управлением образования Ивановской областной администрации принимаются меры по удовлетворению все возрастающего спроса населения в обеспечении местами детей в дошкольных учреждениях. Согласно стратегии развития Ивановской области до 2010 года основными направлениями развития дошкольного образования являются:
- обеспечение доступности услуг образовательных дошкольных учреждений для всех групп населения;
- сохранение и развитие системы различных видов ДОУ и обеспечение их функционирования в соответствии с потребностями населения.
Ожидаемые результаты:
- создание и функционирование системы дошкольных образовательных учреждений различных видов в соответствии с потребностями населения;
- введение дифференцированных норм финансирования дошкольного образования [4].
В изменившихся социально-экономических условиях последних лет назрела необходимость исследования проблемы доступности дошкольного образования. Следует подчеркнуть, что большая часть проводимых исследований доступности дошкольного образования в основном фиксирует нынешнюю ситуацию и требует дальнейшего продолжения с целью изучения динамики изменений. Возникает потребность в разработке методики прогнозирования ситуации на рынке услуг дошкольных образовательных учреждений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Давыдова Е.А. Анализ рынка образовательных услуг в современной России // Экономика образования. – М., 2004. - №5.
2.Образование в Российской Федерации. Стат.сб.М.: ГУ – ВШЭ, ЦИСН, 2003.
3. Селиверстова И.В. Доступность дошкольного образования: влияние территориального фактора // Социологические исследования №1, 2005.
4. Стратегия развития Ивановской области до 2010 года. Утверждена распоряжением Правительства Ивановской области от 08.08.2002 №982 – Р.
5. Федеральная Программа развития образования. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 10.04.2000 №51 – ФЗ.
ESTIMATION OF THE SOCIAL AND ECONOMIC SITUATION IN THE MARKET OF SERVICES OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS
S. Kuznetsova
In article the estimation of a social and economic situation in the market of services of preschool educational establishments is resulted. The situation as a whole across Russia and in the Ivanovo area is considered. The problem of development of a technique of forecasting of a situation in the market of services of preschool educational establishments is put.