Как учить студентов самому сложному предмету в вузе – физической химии

В начале июля 2014 г. в г. Плесе состоялось Всероссийское совещание заведующих кафедрами физической и коллоидной химии (химико-технологического профиля), которое было организовано по инициативе одноименной кафедры Ивановского государственного химико-технологического университета. Следует отметить, что это первое за последние 20 лет такое мероприятие – предыдущее проходило в ИГХТУ в 1992 году.
Сопредседателями Оргкомитета совещания являлись В.А. Колесников, ректор РХТУ, председатель УМО по химико-технологическому образованию и ректор ИГХТУ В.А. Шарнин. 
Совещание было весьма представительным – в обсуждении насущных проблем образовательного процесса приняло участие более 25 человек. В работе совещания участвовали представители ведущих вузов России ­– Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Российского университета дружбы народов, Московского государственного университета тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеров, Казанского национального исследовательского технологического университета, Волгоградского государственного технического университета, Пермского национального исследовательского политехнического университета, Магнитогорского государственного технического университета им. А.Г. Носова, Ярославского государственного технического университета, Севастопольского национального технического университета. Были рассмотрены вопросы предстоящего перехода на новые образовательные стандарты «ФГОС 3+» и «ФГОС 4», организации самостоятельной работы студентов, контроля знаний, определение порогов различных уровней знаний.
Открыл совещание заместитель председателя УМО по химической технологии и биотехнологии В.Е. Кочурихин. Владимир Ефимович кратко описал отличительные особенности новых образовательных стандартов, отметив при этом, что вузы вправе сами решать проблемы с распределением часов по различным видам учебной деятельности. Докладчик обратил внимание на высокую значимость самостоятельной работы студентов, которой отводится большая доля в общей трудоемкости дисциплин. В выступлении подчеркивалась необходимость сохранения единообразия в изложении учебных курсов и при формировании базы оценочных средств знаний студентов. Также была затронута проблема ослабления базовой школьной подготовки абитуриентов и отсутствия у студентов навыков работы с учебной и научной литературой. По мнению автора сообщения, восполнению данного пробела может способствовать сокращение числа лекционных часов, чтобы оставалось больше времени на самостоятельное изучение и проработку учебного материала, в том числе и за счет увеличения доли семинарских занятий.
Достаточно много времени на совещании было уделено обсуждению вопросов, связанных с оформлением карт компетенций и учебных планов, с содержательной частью компетенций, получаемых студентами в ходе обучения, и оценок их освоения на выходе бакалавра, специалиста или магистра. Полезным в данном аспекте оказалось выступление доцента СПбГТУРП И.И. Осовской.
Большой интерес вызвал доклад доцента ИГХТУ А.А. Малыгина, который выступил не только как начальник УМУ, но и как «яркий проводник» последних новостей, обсуждаемых в Министерстве образования РФ. Его презентация была весьма содержательной, включала большое количество нормативных документов, которые необходимо учитывать при составлении учебных программ дисциплин, так как они во многих элементах регламентируют учебную деятельность в высших учебных заведениях.
Интересная система подсчета текущего рейтинга успеваемости в течение семестра была предложена проф. РХТУ В.В. Назаровым. Проблема соблюдения междисциплинарных связей была затронута проф. МИТХТ М.Ю. Плетневым. Им были приведены очень полезные примеры задач, предлагаемых студентам для решения, которые наглядно иллюстрируют междисциплинарные связи ­в последовательности математика – органическая химия – физическая химия.
На совещании также были представлены новые учебные пособия и практикумы: по коллоидной химии доц. ВолгГТУ Ж.Н. Малышевой и по физической химии доц. КазНТУ Г.В. Гулидоровой.
Следует отметить единодушно выраженную тревогу всех присутствующих на совещании об увеличении индивидуальной нагрузки преподавателей до 900 часов и более. По мнению коллег, в этом случае говорить об эффективной научно-исследовательской деятельности преподавателя становится весьма проблематично.
При обсуждении докладов были обозначены проблемы, одинаково значимые для всех вузов:
– в отдельных случаях не сбалансирована последовательность учебных курсов (физика, математика, физическая химия, коллоидная химия, основы нанотехнологии);
– много часов отводится на специальные предметы, а базовые читаются параллельно или в сокращенном варианте;
– не всегда прослеживаются междисциплинарные связи;
– проблемы набора в магистратуру, так как молодые люди уходят из университетов, получив только диплом бакалавра;
– и связанные с этим проблемы с набором в аспирантуру.
Особо следует отметить высокую оценку, данную УМО университетов и высказанную В.Е. Кочурихиным в адрес проф. кафедры физической и коллоидной химии ИГХТУ В.В. Буданова и его соавторов, а также проф. В.В. Рыбкина и проф. Т.Н. Ломовой за прекрасное пособие «Химическая кинетика», вышедшее в издательстве «Лань» в 2014 г.
Несомненно, проведенное совещание крайне полезно и необходимо для обмена мнениями, выработки общей линии эффективного преподавания базовых дисциплин, создания условий для более эффективного освоения фундаментальных знаний, для достижения главной цели ­– подготовки выпускников, легко адаптирующихся к современному рынку труда.
Организаторы совещания благодарят за активную помощь и поддержку в его организации проректоров по учебной работе ИГХТУ Н.Р. Кокину и М.Ф. Бутмана.
 
Соб. инф.