«Серебряный феникс» отправляется в ИГХТУ

11-13 июля в рамках IX Российского фестиваля летней моды «Плес на Волге. Льняная палитра» была представлена коллекция «Яблочко», созданная творческими коллективами каф. ХТВМ ИГХТУ и Новоторжской ярмарки (г. Тверь). В основу коллекции положены ткани костюмно-плательного ассортимента, выпущенные ОАО «Самтекс», Приволжским льнокомбинатом, ОП «Возрождение». Использованы текстильные материалы, выработаны по прогрессивным химическим технологиям отделки, разработанным на кафедре ХТВМ ИГХТУ.
Коллекция профессора ИГХТУ Анны Чешковой и Новоторжской ярмарки «Яблочко» в номинации «Креативные коллекции» завоевала приз «Серебряный феникс».
Красоту ивановских ситцев, приволжских льнов и Новоторжских мехов высоко оценил президент фестиваля, народный художник России, мэтр моды Вячеслав Зайцев. По его словам, в коллекции «Яблочко» он увидел неожиданные решения, дивные образы, хорошо подобранные цвета и сочетания ситцев и натуральных мехов.
Комментарий Анны Чешковой – одного из авторов коллекции «Яблочко», получившей столь высокую оценку на фестивале:
- Как театр начинается с вешалки, так и индустрия моды начинается с качественной ткани, поэтому мы, как специалисты химики-технологи, работавшие над коллекцией, главный акцент сделали на создании именно качественных тканей. Соединить несоединимое - отнюдь не сложная зада, если есть качественные натуральные материалы. Идея коллекции в том, чтобы яркие и сочные цвета меха лаконично дополняли цветовую палитру ансамблей. Успех этой работы не только в удачном единении традиций и современности, когда орнамент рисунков прошлого века воссоздан на новом по качеству полотне, но и в кропотливом труде огромного коллектива.
Кафедра ХТВМ долгие годы сотрудничает с предприятиями, разрабатывая «зеленые» технологии беления (подготовки), сокращенные технологии крашения, а также рентабельные технологии печатания и заключительной отделки текстильных материалов.
Изюминкой коллекции стали цветные натуральные меха, полученные с использованием экотехнологий, которые гармонично дополнили цветастые сатины и гладкокрашеные льняные полотна.
В коллекции дана без искажения историческая подлинность цветовой гаммы набивных сатинов. Особые приглушенные и в то же время насыщенные тона и цветовые хитросплетения придуманы еще на заре становления промышленного химического отделочного производств  ивановских хлопчатобумажных и льняных тканей. Эта же цветовая палитра копируется в мехах.
Показ нашей  коллекции начался с выноса снопа льняной соломы - символа начала текстильного дела в Ивановском крае, ведь многие даже не знают, как выглядит растение льна-долгунца до того как он превратится в льноволокно, чесаное волокно, ровницу, пряжу, суровую ткань и химически облагороженное, отбеленное и окрашенное полотно. А ведь в Иванове все начиналось именно с льняного холста, лишь позднее стали вырабатывать полульняные и хлопчатобумажные ткани. (Подробно о дизайне тканей, истории развития химических технологий отделки и текстильного дела в Ивановском крае можно узнать в недавно изданной монографии Чешковой А.В. «Химические технологии в дизайне текстиля» - прим. ред.). Некоторые головные уборы-косынки нашей коллекции включают чесаный лен, создавая некий «китчевый» акцент. Два головных убора – уникальная конструкция из шитых яблок в корзине-косе  - словно лейтмотив коллекции.
Ключевой акцент показа в динамике цвета и ритмике тканей. Тонкие кружева печатного рисунка с элементами андриапольского или иначе восточного огурца в исполнении предприятия «Самойловский текстиль» (г. Иваново) позволили создать эффект богатой фактуры полотна. «Лед плюс шоколад», «карамель плюс топленое молоко» делят коллекцию на две части. Единением их стал русский стиль. В первой части коллекции гладкокрашеная чистольняная ткань цвета бирюзы Приволжского льнокомбината создает яркий акцент и утяжеляет контур ансамбля. В другой ее части пестротканый бежевый лен, напротив, разбавляет жесткость печатного орнамента сатина.
Все ткани, использованные в коллекции, получены в условиях производств с использованием прогрессивных технологий отделки. В первую очередь - биохимических технологий подготовки с  помощью ферментов, которые   позволяют исключить многие химические процессы, более чем в 3 раза сократить расход технологической воды и пара. Технологии подготовки ткани к колорированию в значительной степени определяют качество тканей и устойчивость окраски к физико-механическим воздействиям (прочность к стирке, трению и т.п.). Биотехнологии, разработанные на базе кафедры химической технологии волокнистых материалов ИГХТУ, обеспечивают не только экологичность производства, но и самого текстиля. Для хлопчатобумажных тканей – это исключение высокоэнергоемкой операции щелочной отварки, а для льняных - гипохлоридных обработок. Все эти технологии - результат долгих экспериментов, которые нашли отражение во многих работах ученых-химиков, в т.ч. в моей докторской диссертации «Ферментативные технологии подготовки на различных этапах формирования текстильных материалов» и учебном пособии «Ферменты и биохимические технологии для текстиля, кожи и меха» (2007 г).
Сегодня многие инновационные решения внедряются на передовых предприятиях Ивановской области и, более того, заложены в основу проектируемых предприятий. Это низкотемпературные технологии беления, безформальдегидные технологии заключительной отделки, современные технологии печатания пигментными композициями на основе пластичных полимеров, а также различного рода новые композиционные реактивы и текстильно-вспомогательные вещества: стабилизаторы пероксида водорода, комплексоны, поверхностно активные вещества. Все это для того, чтобы сделать ткань дешевле, экологичней, красивей. Очень хочется, чтобы наши женщины были краше, но не за счет импортных тканей, а наших родных, ивановских. Вместе с производителями текстильных полотен и мехов «Новоторжская ярмарка» мы постарались сделать лето прохладнее, осень веселее, зиму ярче, а весну не такой затяжной.

Использованы материалы сайта www.shubu.ru