Да разве сердце позабудет…

"Химик"24(2110) 2014 Содержание

В ноябре-декабре 2014 года – юбилейные даты трех видных ученых нашего университета: 2 ноября исполнилось бы 85 лет Р.П. Смирнову, 25 декабря – 105 лет со дня рождения В.Ф. Бородкина, 7 декабря – 110 лет со дня рождения А.А. Спрыскова. Это доктора химических наук, профессора, имена которых навечно вошли в историю нашего вуза.

Василий Федорович Бородкин, Ростислав Павлович Смирнов – учитель и его ученик… Несмотря на значительную разницу в возрасте, во многом их жизненные, в том числе и научные, пути неразрывно связаны между собой.

В.Ф. Бородкин: заслуженный деятель науки и техники РСФСР, почетный химик СССР, профессор, доктор химических наук. Вся его жизнь связана с Ивановским химико-технологическим институтом – студент, ассистент, начальник учебной части, доцент, декан органического факультета, заведующий кафедрой, доктор химических наук, профессор.

Р.П. Смирнов: почетный химик СССР, профессор, доктор химических наук, также всю свою жизнь отдавший Ивановскому Химтеху: студент – ассистент – доцент – профессор; декан органического факультета – заведующий кафедрой – проректор – ректор.

С конца 50-х годов В.Ф. Бородкин одним из первых в нашей стране приступил к исследованиям в области химии макрогетероциклических соединений (МГЦС), венцом которых явилась его докторская диссертация «О синтезе и свойствах макрогетероциклических соединений, подобных фталоцианину» – первый фундаментальный труд по синтезу и изучению физико-химических свойств МГЦС.

В 1959 году вместе с Р.П. Смирновым опубликовал результаты по синтезу макрогетероциклических соединений. В том же году появились первые публикации Б.Д. Березина, посвященные исследованиям поведения металлофталоцианиов в растворах. Это были одни из первых исследований в области фталоцианинов и родственных соединений в СССР. Именно они положили начало широкомасштабному изучению в Ивановском химико-технологическом институте (ныне ИГХТУ) химии фталоцианиновых и других пирролсодержащих макрогетероциклических соединений.

Традиции, заложенные нашими учителями В.Ф. Бородкиным и Р.П. Смирновым, сохраняются, созданная ими ивановская школа макрогетероциклов живет и развивается. Свидетельство этому – множество статей в ведущих отечественных и зарубежных журналах, патентов РФ, выступление преподавателей, сотрудников и студентов кафедры на конференциях различного уровня: от студенческих до крупнейших международных, защита кандидатских и докторских диссертаций. Не на каждой кафедре даже столичных вузов работает такой профессорско-преподавательский коллектив: только на кафедре ТТОС работают 5 профессоров – докторов наук и 3 доцента – кандидата наук, исследованием макрогетероциклических соединений занимаются ученые кафедр химии и технологии высокомолекулярных соединений, кафедры органической химии, неорганической химии, Института химии растворов им. Г.А. Крестова и др.

Ученики В.Ф. Бородкина и Р.П. Смирнова вносят немалую лепту в развитие ивановской школы макрогетероциклов, получившей признание не только в нашей стране, но и далеко за ее рубежами. Свидетельством этому служат многочисленные международные конференции на базе нашего университета, создание при университете научно-исследовательского института макрогетероциклических соединений, существование научной школы макрогетероциклов, поддержанной грантами РФФИ, РНФ, МОН РФ. Сегодня исследования в этой области возглавляет член-корреспондент РАН О.И. Койфман.

В июле 1998 года в ИГХТУ вышел первый номер журнала «Макрогетероциклы». Сегодня это – признанный в научном мире журнал, вошедший в международные базы цитирования, в котором публикуют статьи ведущие в этой области ученые всего мира.

В 1999 году был заключен Договор о международном сотрудничестве между ИГХТУ и Мадридским автономным университетом (МАУ), в рамках которого успешно ведутся совместные исследования по теме: «Синтез и свойства макрогетероциклических соединений и металлокомплексов на их основе как перспективных молекулярных материалов». С декабря 2013 года сотрудничество приобрело новые организационные формы – создана Международная научно-исследовательская лаборатория наноматериалов (International Research Laboratory on Nanomateriales – IRLoN), которую возглавляет проф. Т. Торрес – первый почетный доктор ИГХТУ.

В конце 2012 года ученики В.Ф. Бородкина и Р.П. Смирнова выпустили через центральное издательство монографию «Модифицированные фталоцианины и их структурные аналоги», посвященную памяти своих учителей.

Оба этих ученых - и В.Ф. Бородкин, и Р.П. Смирнов многое сделали для вуза, для кафедры, для своих учеников. Но вспоминая Ростислава Павловича Смирнова, нельзя не отметить отдельно его заслуг как ректора вуза. Годы его ректорства, особенно последние годы – это отсутствие финансирования, переход к работе на абсолютно новых экономических принципах. И Ростислав Павлович, внешне всегда подтянутый, аккуратный, внимательный, был действительно уверенным, сильным, волевым человеком, умевшим ставить задачи и решать их. Именно благодаря его вкладу в формирование имиджа вуза, сегодняшний университет достиг одного из самых высоких рейтингов среди технических вузов не только региона, но и России. Именно в это сложное время был заложен фундамент сегодняшнего мощного технологического университета – ИГХТУ.

Нынешнее молодое поколение не знакомо с этими замечательными людьми лично (хотя учебник В.Ф. Бородкина «Химия красителей», выпущенный в 1981 году, до сих пор остается настольной книгой для всех студентов и специалистов, работающих в этой области), и наша задача – задача их учеников – хранить память об этих ученых и педагогах и рассказывать студентам, молодым сотрудникам и преподавателям об истории нашей кафедры, вуза и, конечно, о людях, творивших эту историю.

Коллектив кафедры ТТОС


К плеяде выдающихся ученых и педагогов ИХТИ принадлежит и Александр Александрович Спрысков – крупный ученый в области органической химии, с именем которого связано открытие явления преимущественного образования наиболее термодинамически устойчивых изомеров в условиях обратимости процессов электрофильного замещения в ароматическом кольце. Его работы в области ароматических соединений получили поистине мировую известность. Многие из них вошли в зарубежные и отечественные обзоры и монографии, а наиболее важные результаты стали частью соответствующих глав учебников по органической химии.
Многие из учеников профессора Спрыскова сохранили на долгие годы память о замечательном ученом и педагоге, оставившем яркий след в их жизни. Сегодня о своем учителе вспоминает выпускница ИХТИ 1953 года, в 1970-1986 гг. доцент КОХ Ирина Константиновна Барвинская.

– В 1949 году я, студентка второго курса ИХТИ, слушала лекции по органической химии у профессора Александра Александровича Спрыскова. Читал он их в первой аудитории, ныне Г-203. Когда А.А. входил в аудиторию вместе с лекционным ассистентом Ольгой Сергеевной Ивановой, мы знали, что лекция будет сопровождаться демонстрацией опытов. Особенно запомнились опыты с образованием зеркальной поверхности, так называемая «реакция серебряного зеркала», а также реакции, протекающие со взрывом при ударе по малюсенькому стеклянному шарику с нитроглицерином. Эти реакции четким почерком А.А. записывал на доске и комментировал спокойным голосом, медленно проходя вдоль стола или стоя у доски. Обсуждая на лекции свойства соединений, А.А. часто приводил примеры применения этих веществ. Так, запомнилось использование в качестве взрывчатого вещества производного фенола-тринитрофенола, который в Японии получил название «шимоза».

Александр Александрович был интеллигентным, очень вежливым и внимательным преподавателем, никогда не допускал резких высказываний в адрес студента, не повышал голоса. Особенно это проявлялось во время экзамена. Он четко обосновывал студенту, почему поставил ту или иную оценку. Долго по институту ходила одна легенда-быль. Однажды при сдаче экзамена другому преподавателю, один из студентов ползком (из-за длинного стола в кабинете экзаменатору его не было видно) передал шпаргалку другу и также ползком отправился назад. Вдруг открылась дверь, и перед ним предстал профессор Спрысков. Студенты замерли… Оценив ситуацию, А.А. вежливо поздоровался и спокойно удалился, оставив инцидент без внимания. 

Александр Александрович был большим ученым, создавшим школу сульфирования органических соединений. Через шесть лет после окончания института мне посчастливилось стать аспиранткой А.А. Спрыскова. В отличие от других его аспирантов, выполнявших исследования по сульфированию, я стала первой, проводившей нитрование, поэтому поддержка и внимание, которые оказывал мне Александр Александрович, были для меня необходимы и очень ценны. Их я запомнила на всю жизнь.

Интересен тот факт, что в кабинете у А.А. было две двери, одна выходила в коридор, а другая, боковая, всегда открытая, вела в лабораторию, где работали аспиранты. Мы часто бывали у него в кабинете, помню бесчисленные тома толстых тетрадей, исписанных изящным убористым почерком, в которых А.А. записывал конспекты, рефераты, переводы статей иностранных журналов. Так вот, однажды я проводила нитрование пиррола смесью серной и азотной кислот в криостате. Во время эксперимента произошел взрыв реакционной смеси, конечно, от малого количества реагентов он не имел больших последствий, но от испуга и неожиданности я влетела в кабинет к А.А. Увидев мое состояние, он не отчитал за оплошность, а постарался меня успокоить и сказал, чтобы больше я этот эксперимент не повторяла, обосновал, почему такое произошло, дал дельные советы и замечания, которые были нужны и полезны для дальнейшей моей работы.

Почти 25 лет А.А. Спрысков заведовал кафедрой органической химии ИХТИ. Все сотрудники и аспиранты кафедры постоянно чувствовали внимание и неравнодушие заведующего кафедрой как к их учебной, так и научной работе, когда он каждый день приходил в студенческую лабораторию и в каждый рабочий кабинет. Со мной как с профоргом кафедры Александр Александрович обсуждал обязательства коллектива и их выполнение, по многим показателям долгое время кафедра занимала первое место в соревновании на факультете. Во всех мероприятиях кафедры, таких как экскурсии, праздничные встречи, он принимал активное участие, что, безусловно, сплачивало коллектив. Большой труженик, великодушный, добрый, интеллигент в лучшем значении этого слова, как еще говорили тогда «старый интеллигент» – таким он навсегда остался и в моей памяти…

И. Барвинская