«Включиться» и научиться

"Химик"10(2123) 2015 Содержание

 По программам академической мобильности студенты ИГХТУ в течение первого семестра учились в Лодзинском университете

Новые формы международных контактов всё увереннее проникают в учебный процесс нашего университета. Так, уже не удивительно участие наших студентов, аспирантов, молодых ученых в научных конференциях за рубежом, стажировки их в ведущих научных центрах мира, выполнение дипломных работ и других научных исследований в ходе совместных международных проектов. Академическая мобильность – широкое понятие, включающее и такую форму как  перемещение студентов и преподавателей высших учебных заведений на определенный период времени в другое образовательное или научное заведение в пределах или за пределами своей страны с целью обучения или преподавания. Основными преградами для академической мобильности являются культурные, социально-экономические и академические барьеры. Болонский процесс является попыткой снизить эти препятствия в европейском пространстве высшего образования. 

В рамках программы международного сотрудничества ИГХТУ с Лодзинским университетом трое студентов ИУФИС – Фади Марашле, Кристина Ульянцева и Анастасия Цветкова в течение первого семестра этого учебного года проходили «включенное обучение»  на факультете менеджмента Лодзинского университета.

Но всё когда-нибудь кончается, закончился и этот семестр, наши студенты возвратились в родной вуз и один из них, студент группы 4/43 Фади Марашле поделился своими впечатлениями.

– Система обучения, предложенная вам в Польше, отличается от российской?

– В этой системе обучения предполагается «встраивание» учебной программы российских студентов в родственные учебные планы зарубежных вузов. Мы изучали учебные материалы так, как их преподносят польские преподаватели для своих и зарубежных студентов. Система европейская, отличается от нашей. Как и здесь, есть лекции и практические занятия, но там, к примеру, мы приходим на практические занятия, нам читают небольшой вводный материал, а затем дают кейсы – набор вопросов по этой теме, которые требуется решить самостоятельно. 

Вместе с нами, российскими студентами, были и студенты из Африки, Азии, стран Евросоюза – Испании, Португалии, стран СНГ, очень много было китайцев. 

Мы учились полгода в Лодзинском университете. Я считаю, что для простого ознакомления с опытом зарубежного обучения семестр – срок оптимальный.

Я изучал «Измерение производительности», т.е. способ оценки деятельности предприятия. Преподаватель оценивал нас  в ходе текущей работы. Нам (группе из 4-х человек: я,  один студент из Португалии, одна девушка – из Польши, еще одна – из Турции) было дано задание – из 100 компаний мира нужно было выбрать любую (исключительно по нашему усмотрению), изучить ее и предложить стратегию развития. Мы выбрали компанию по переработке природного газа.  Лично я разрабатывал стратегию деятельности компании, сам при этом выбирал любые источники информации, любые формы исследования, короче – полная самостоятельность! Здесь не могу не сказать о библиотеке университета: это огромное, в 6 этажей, здание, где можно раздобыть любую информацию на любую тему! 

По итогам семестра я сдавал три экзамена и защищал проект. Своими оценками я вполне удовлетворен.

Пожалуй, именно самостоятельность, свобода выбора, свобода действий – это главное, чем отличается их система обучения от нашей.  У каждого из нас, как иностранных студентов, конечно, был координатор, но никакой «опеки» с его стороны не было – он был нужен только в экстренных случаях.

– Общаться со студентами других стран было сложно?

– Общались мы с другими студентами, работающими со мной в одной группе, разумеется, только на английском языке. Вот это дало колоссальную практику! (Кстати, и испанский я немного знаю теперь благодаря испанским студентам, с которыми оказался в одной комнате общежития). 

И еще скажу об общежитии университета. У Лодзинского университета 15 студенческих общежитий, а всего там учится более 40 000 студентов. И в каждом резервируются места для иностранных студентов. Все общежития разные по уровню жизни, точнее, уровню комфортности, и соответственно, оплате за проживание. Наше хотя и было одно из самых «дешевых», но минимум комфорта присутствовал:  одна кухня на этаже, душ на этаже, 3 человека в комнате. 

– А кроме Лодзинского университета ты где-то еще побывал?

– Полгода – это достаточно большой срок, чтобы не просто учиться, а еще и узнать что-то новое, побывать в незнакомых местах, соприкоснуться с другой историей. В Лодзи я уже был полтора года назад – в Летней экономической школе. Тогда мы ездили в Краков, знакомились с его историческими достопримечательностями. А сейчас я решил поездить по «глубинке», побывать там, куда иностранцев обычно не возят. Деревушки в окрестностях Лодзи очень своеобразные. Запомнилась цыганская деревня, с ее совершенно потрясающей уникальной атмосферой. Это особый уклад жизни, особая аура... А еще я был в одной совсем крохотной деревушке – буквально с десяток домов, там находится заброшенный особняк одного из польских аристократов, но несмотря на отсутствие проживающих, его никто не рушит, не грабит.

Еще я посетил «Лодзинское гетто» – это тюрьма, где содержались заключенные времен революции 1905-1907 гг., а теперь это Музей истории революционного движения.

Так как я уже мог сравнивать отношение к русским сейчас и два года назад, не мог не заметить существенного различия по отношению к нам. Сегодня поляки как бы разделились на два «лагеря»: кто-то относится к нам очень доброжелательно и даже стал относиться еще лучше, чем раньше, а некоторые испытывают неприязнь к России, но явно, в открытую, всё равно ее не выражают. Политика правительства – это одно, а мнение народа –  часто совсем другое.

– А что запомнилось более всего? 

– Если же говорить, что наиболее удивило, поразило – наверное, это всё же именно жизнь в общежитии, где оказались совершенно разные студенты из самых разных стран, с совершенно разными интересами, образом жизни, образом мыслей. В каждой комнате, на каждом этаже – своя жизнь, причем особенная. Например, наша комната – «музыкальная»: Уго из Испании играет в рок-группе, я тоже немного играю – мы сразу нашли общий язык. Соседи – это «спортивная» комната. Двое – члены национальной команды по игре в лакросс – это что-то вроде хоккея с резиновым мячом, где можно играть и клюшкой, и ногами.

Но что удивительно – все предоставлены сами себе, нет никаких общественных студенческих организаций, как, к примеру, наше СП, которые бы занимались различными общевузовскими студенческим проектами. И здесь я еще раз убедился в справедливости слов, что наш Химтех – это одна большая семья – студенты, преподаватели, аспиранты. У нас есть общие интересы, общая жизнь, у нас есть что-то, объединяющее всех. Думаю, что любовь к своему вузу.

Публикацию подготовила Т.Устинова