«И пусть не думают, что мёртвые не слышат, когда о них потомки говорят…»

"Химик"12(2125) 2015 Содержание

Вот уже 70 лет прошло, как закончилась Великая Отечественная война. Но до сих пор эхо её не затихает в людских душах. Эта война – одна из самых горьких и тяжелых страниц в истории нашего Отечества. Она оставила глубочайший след в жизни всего населения страны, ведь миллионы сложивших свои головы на полях сражений были чьими-то мужьями, женами, детьми, родителями. Страшные цифры, горькая статистика… И за каждой этой цифрой – человеческая жизнь, которая оборвалась несправедливо рано, за каждой цифрой – боль, горе, страдание… И память. Память близких и родных, память детей, внуков и правнуков. Память сердца.

В рамках подготовки к празднованию 70-летия Победы в нашем университете прошла акция «Война. Семья. Победа», где студенты рассказывали о своих родных, которые были участниками войны или пережили в тылу те страшные военные годы. Форма проведения таких «уроков памяти» была различной – кураторские часы, доклады на конференции «Дни науки», тематические встречи. Но всегда присутствовало одно – волнение студентов, соприкоснувшихся с историей своей семьи через военные воспоминания, гордость за мужество народа, за подвиг страны.

Они рассказывают о своих дедах и прадедах, бабушках и прабабушках, о тех, кто прошел трудными дорогами войны, и о тех, кто вынес тяжелейшие испытания в тылу. Среди тех, о ком рассказывают студенты, нет видных военачальников, генералов и адмиралов. Есть простые солдаты, которые по приказу шли в бой, освобождая города и села, есть люди самых мирных профессий: почтальон, шофер, повар, конюх... Но все они – солдаты войны, солдаты Победы. Они защищали Родину.

Из студенческих работ (предоставлено ст. преподавателем кафедры иностранных языков и лингвистики Е.В. Костиной):


Е. Афанасьева, студ. гр. 1/36: «Мой дед говорил, что война это не битва вооружений, стратегий, это сражение характеров. Мой дед Мамонов Николай Михеевич – герой войны! Я гордо могу сказать, что именно такие люди, как мой дед, дали нам право жить, хоть он и не был генералом, адмиралом или хотя бы подполковником. Он прошел от села Дуляпино до Ленинграда в звании простого лейтенанта, пешком, с одним автоматом в руках. Он часто рассказывал, что сидя по нескольку дней в окопах, они выживали как могли – голодные, озябшие. Шли шквалы вражеских атак, но наши солдаты, зная, что если они сдадутся или отступят, то пострадают их близкие, продолжали бороться.

Очень часто мой дедушка вспоминал и рассказывал одну и ту же историю. Как шел третий день в окопе, и враги вроде бы отступили. Дед со своими товарищами ждал приказа из штаба, донесения не было. Как оказалось, ждали напрасно – фашисты обошли их с тыла и кинули им в окоп осколочную гранату. Погибли, как рассказывал дедушка, все его товарищи… «Разговаривал с ними секунду назад – и в один миг всё как будто оборвалось, я лежу с ранением, один…», – говорил дед и начинал плакать. Он всегда плакал, вспоминая эту историю. Да, видеть, как у тебя на глазах погибают люди, с которыми ты прошел и огонь, и воду… это очень страшно. К этому невозможно подобрать слова».


Е. Потемина, студ. гр. 1/36: «23 июня 41-го года мой дед Владимир Егорович Даричев со своими однокурсниками из Юрьевецкого сельскохозяйственного техникума пришел в райком комсомола – просить отправить их на фронт. Им отказали: «Сначала сдайте экзамены», но затем просьбу удовлетворили. В. Даричева направили в Мурманск в училище военных связистов. Осенью 41-го он уже был на фронте – сначала под Москвой, затем под Калинином. Здесь он получил первое ранение. Бой был трудным и долгим. Атака сменяла атаку. Владимир сначала и не почувствовал боли, только почему-то вдруг перестал видеть и по лицу потекла кровь. «Повезло тебе, парень, – сказали ему в медсанбате, – еще миллиметр – и остался бы без глаза, еще сантиметр – и мог остаться без головы». Рана оказалась не очень опасной, и ему удалось вернуться в часть.

Шаг за шагом очищала наша армия советскую землю от врага. И шагая вместе с ней, связист Владимир Даричев никакой солдатской работы не чурался, протягивая линии связи.

Так к февралю 45-го дошел до Польши. Здесь-то и кончилось его везение. Сразу три осколка вонзились в тело, раздробили и переломали кости. Операцию сделали только через месяц. Бои шли жестокие, кровопролитные. Медики не успевали перевязывать раненых, похоронные команды не успевали хоронить убитых.

Хирурги потрудились на совесть. Кости срослись. Но один осколок так и остался в теле ветерана. Нет-нет, да и напомнит он о войне, о погибших на фронте друзьях-товарищах. Впрочем, не только раны вынес он с войны. Более десятка медалей украшают грудь солдата и среди них – особенно дорогая ему «За отвагу», полученная при взятии Бреста, ведь это – государственная граница СССР».


К. Панов, студ. гр. 1/147: «Мой прадед, Ёлочкин Николай Федорович, прошел войну, начиная с первых ее дней. В эти тяжкие годы он потерял ногу, а также побывал во вражеском плену, откуда бежал через восемь месяцев вместе с еще одним солдатом, чей племянник, спустя почти 40 лет, написал письмо в «Рабочий край», желая найти Николая Федоровича. И эта встреча в 1979 году состоялась! Все подробности нелегкой военной жизни моего прадеда в итоге были описаны на страницах «Рабочего края», у моей бабушки до сих пор хранится ветхий оригинал этого выпуска газеты, а эта история является гордостью моей семьи.

– …Младший лейтенант Николай Елочкин проходил кадровую службу во 2-м отдельном мотострелковом полку. Утром 22 июня 1941 года полк был поднят по тревоге и уже через 2 часа вместе с пограничниками вступил в ожесточенный бой с противником в районе города Перемышля. Двое суток они сдерживали натиск врага, но гитлеровцы обошли их, полк был окружен и понес большие потери. Во время вражеской танковой атаки Н. Ёлочкин был ранен в ногу, хотел сделать перевязку, но увидел, что на него движется танк. Ёлочкин несколько раз выстрелил из карабина по смотровым щелям, но не попал. А танк был совсем рядом. Тяжелая машина настигла его, раздробив гусеницей голень простреленной ноги. От острой боли он потерял сознание. Очнулся во вражеском плену… Не было дня, чтобы не думал о побеге. К весне 42-го группа из нескольких пленных сделала подкоп под проволочным заграждением и бежала… Так, голодный и измученный, добрался Николай до хутора Ильичевки близ Новошахтинска, где и укрылся в доме моей матери. Только теперь я по-настоящему понимаю, какая сила духа требовалась, чтобы вынести все эти тяготы…, – рассказывает Н. Козаренко, который 15-летним подростком познакомился с лейтенантом из Ивановской области и через 37 лет нашел его».


Д. Кутумов, студ. гр. 3/36: «В нашей семье несколько человек участвовали в боевых действиях, но не все вернулись живыми. Я хочу рассказать о своей прабабушке Крутовой Полине Ивановне. После учебных курсов в августе 1942 года она попала на Калининский фронт. По ее рассказам, обиднее всего было, когда перед отправкой на фронт заставили обстричь шикарные косы. Но это была мелочь по сравнению с теми трудностями, которые начались потом. Полина Ивановна стала служить поваром в прифронтовом госпитале. Вскоре они попали в окружение. Целый месяц жили с кучкой раненых бойцов и врачами на островах в болоте, вместо ваты использовали высушенный мох, ели конину.

После выхода из окружения были переброшены в 10-ю гвардейскую дивизию. Победу встретила в Прибалтике. Казалось бы, всё – пора домой, ан нет! По воле судьбы она попадает на Восточный фронт. Многие могут подумать – везде побывала, весь мир повидала. На ее не радовали такие «путешествия». Она не любит вспоминать войну и не смотрит фильмов о войне. И мне кажется странным, что мужчины-фронтовики иногда вспоминают о чем-то с юмором. А бабушка вспоминает грязь, холод, вечно сырые ноги, которые и сейчас постоянно мерзнут, и смерть… Значит, женщина и война вообще несовместимы. Я считаю, что нельзя лишать людей мира и покоя. Я сам не хочу воевать и не хочу, чтобы кто-то из моей семьи снова попал на войну».


Это лишь малая часть из тех рассказов, которые подготовили наши студенты. Всех их мы приглашаем стать авторами электронной Книги Памяти, куда могут войти воспоминания, фотографии, документы и прочие архивные материалы о родственниках: воинах-фронтовиках или тружениках тыла. Присылайте их на электронный адрес big@isuct.ru с пометкой «память» или приносите в комн. 128 главного корпуса. Поверьте: они, ваши родные, вынесшие тяготы военного времени, достойны глубочайшего уважения и памяти.