«…От героев былых времен не осталось порой имен…»: домашний архив как историческое открытие

"Химик"13(2126) 2015 Содержание

Работа секции «Война. Семья. Победа» в рамках ежегодной научной конференции «Дни науки» началась задолго до обозначенного в программе срока. Полагаем, что размышления студентов по поводу услышанного в докладах, анализ ими материалов «домашнего архива» не закончились и после формального завершения работы конференции.

Первокурсники ИГХТУ, участники проекта «История семьи – история страны», 13 мая 2015 г. говорили об уроках войны и цене победы. Этот разговор получился заинтересованным и искренним, чему немало способствовало чрезвычайно эмоциональное, первое выступление А.Коноплянниковой (гр.1/28).

Студенты говорили о своих родных, их подвигах, героизме и трудностях. Восхищались их самоотверженностью и мужеством. «Патриотизм, - справедливо утверждала студентка группы 3/50 Д.Воронина, – сложный феномен, состоящий из множества, порой очень личных характеристик, но для всех и всегда - это любовь к Родине, осознание своей принадлежности к стране, народу, его истории. Историческая память каждого нового поколения складывается не только из общего свода событий и фактов, устоявшихся и отложившихся в учебниках. Большая история страны постигается нами, отзывается в сердце личной историей наших близких, историей семьи, историей дома».

Авторы лучших сообщений (Д. Головкина, гр.1/47; С. Соколова, гр. 1/45) не только делали выводы о влиянии военно-исторических событий на судьбу конкретного человека, но через призму «локального сюжета» пытались самостоятельно осмыслить и оценить историческую реальность. Много интересных, запомнившихся подробностей рассказали Е.Тарасова (гр. 1/21), А.Хохан (гр.1/20). В известной мере, все студенты выступили как ученые-исследователи, осваивая методики «устной истории», визуальной антропологии и др., собирая, фиксируя, классифицируя и описывая уникальные источники (ордена, письма-треугольники, наградные листы и др.). Стоит отметить точные, грамотные презентации. В случае с Героем Советского Союза летчиком С. Лазаревым (он учился в школе № 56, в этой же школе учились и докладчицы - студентки группы 1/45 К. Минасян и В. Сидорова) сообщение было представлено видеосюжетом. Спорные мнения участников встречи вызвали размышления о меняющемся представлении темы войны в советском и постсоветском художественном кино (Ю.Лоскутов, А.Царева, Е.Крылова, гр.1/47).

Занимаясь этим проектом уже много лет, могу утверждать, что домашний архив служит своеобразной «лакмусовой бумажкой», которая помогает определить характер отношений «отцов и детей» в семье, степень взаимопонимания поколений, роль семейной памяти в этом процессе. Слушая сообщения, все время думала, что время уходит и уносит воспоминания, стирает фотографии, превращает «в пыль» газетные вырезки и др. Еще немного и «…от героев былых времен не осталось порой имен…». В некоторых группах только 5-6 человек могли что-то рассказать о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны. А выступавшие студенты проговаривались о том, что в процессе работы менялось не только их отношение к сбору документов, но… иногда им удавалось изменить отношение родителей к «бумагам из старого стола».

Надо понять, что поколение свидетелей Великой Отечественной войны уходит… Включаясь в проект, мы вместе со студентами собираем, сохраняем и вводим в исследовательский оборот неизвестный, редкий исторический источник. Именно благодаря этому эксперименту, на наш взгляд, появилась уникальная возможность услышать голос «молчаливого большинства». Мы попытались приблизиться к пониманию мироощущения отцов и дедов, их глазами взглянуть на события войны.

Е.М. Раскатова, д.и.н., профессор, зав. кафедрой истории и культурологии