Летняя школа юных химиков 2015 года: приобретение новых смыслов

"Химик"18(2131) 2015 Содержание

Уже в седьмой раз в ИГХТУ прошла Летняя школа юных химиков. На протяжении почти трех недель 26 старшеклассников из Ивановской области (Южи, Приволжска, Родников, Фурманова, Иванова), а также из Москвы, Череповца, Салавата (Башкирия) знакомились с тайнами замечательной науки – химии, постигали азы научного эксперимента и даже… совершали свои открытия.

7 августа традиционной конференцией «Мои первые шаги в науке», где участники представили результаты своих научных поисков, Летняя школа завершила свою работу. Вручены сертификаты, сделаны фото на память, школьники разъехались. А организаторы подводят итоги.

Об основных итогах VII Летней школы юных химиков рассказывает ее идейный вдохновитель, декан факультета фундаментальной и прикладной химии, доцент КНХ Е.В. Румянцев:

– Этот год – необычный. Во-первых, мы уже в третий раз получили поддержку фонда «Династия», поэтому постарались сделать школу незабываемой для ее участников. Это прежде всего 4-дневный тур в Суздаль, где на фоне завораживающей русской природы, памятников истории и особой атмосферы старинного русского города школьники интенсивно узнают новое, вовлекаются в игры, тренинги и другие мероприятия.

Второе – мы преднамеренно отказали участникам, которые уже были в Школе до этого. Для нас было важно показать мир удивительной химической науки новым лицам.

В Летней школе работали настоящие энтузиасты: доцент Ю.С. Марфин, с.н.с. А.С. Вашурин, с.н.с. М.В. Шепелев, доцент А.В. Соломонов, учитель химии школы №1, г. Тейково, выпускница ФФПХ С.П. Макарова, аспирант А. Тимин, магистранты А. Никонова, А. Воронина и Б. Кочергин (он, кстати, на время даже прервал свою заграничную стажировку ради работы со школьниками), студенты С. Усольцев, А. Бобров, Д. Меркушев, И. Кузьмин. Мы рады, что у нас появились последователи в лице наших учеников – уже студентов, которые очень ответственно отнеслись к организации всех мероприятий. Сколько интересных игр было придумано Анной Никоновой, а специально разработанная командная игра, где участвовали все студенты и школьники, позволила узнать Суздаль самим, а не из уст экскурсовода. Это оставило у них море впечатлений!

В этом году было решено посвятить Школу борфторидным комплексам дипирринов – Bodipy, которые уже в течение нескольких лет активно изучаются на кафедре неорганической химии в тесном партнерстве с Институтом химии растворов им. Г.А. Крестова РАН. Выигранный грант РФФИ на выполнение проектов ведущими молодежными научными коллективами как нельзя лучше этому способствовал: были приобретены нужные реактивы, уже были идеи, ждавшие своего воплощения… Более 10 исследовательских проектов включали синтез новых структурных типов Bodipy с расширенной пи-системой, с привязкой функциональных донорных или акцепторных групп, с включением тяжелых атомов брома и иода; спектральные исследования; получение материалов для загрузки молекул Bodipy внутрь наночастиц и, наоборот, закрепления их на поверхности; исследование взаимодействия этих металлоорганических пигментов с белками плазмы крови и др.

Образовательная программа включала в себя лекции, тренинги, мастер-классы, круглые столы и дискуссии. Обсуждались самые разные темы: «Актуальные задачи и проблемы современной химии», «Научная идея – от задумки до результата», «Коллаборация – что, зачем и почему?», «Учимся общаться», «Пигменты растительного и животного мира», «Исследуем безопасно», «Химия на кухне», «Информационные ресурсы для решения современных научных проблем», «Химия через призму истории» и многое другое.

В заключение хочется выразить самые теплые слова благодарности всем, кто принял участие в работе школы – ее участникам и ее организаторам. Первые показали, что даже в юном возрасте можно делать серьезные шаги в науку. В этом и есть наша задумка и главная задача Школы. Вторые позволили понять, что наука еще способна объединять вокруг себя увлеченных молодых людей. И это здорово! Огромная благодарность лично Дмитрию Зимину и всему коллективу фонда «Династия» за неоценимую помощь в реализации этого образовательного проекта.


Впечатления некоторых участников Летней школы

Алёна Киселёва, 10 кл. лицей №1, г. Салават:

- Летняя школа юных химиков – это отличный старт к достижению поставленных целей и частичной их реализации. Отличные преподаватели и студенты, которые не только увлекательно проводят лекции, но и поднимают настроение учащимся и не дают скучать. Каждый день что-то интересное, связанное не только с учебным и научным материалом, но и общественной деятельностью (тоже с участием химии), что позволяет нам узнать химию с самых разных сторон. Мы не жалеем, что приехали в Летнюю школу юных химиков из столь дальнего края – из Башкирии! И готовы приезжать сюда снова!!!

Марина Корниенко, 9 кл. школа № 41, г. Иваново:

– Для меня Летняя школа стала началом нового этапа в жизни: этапом новых идей, открытий и, конечно, возможностей! До Школы химия казалась совокупностью сведений, которые надо просто знать, но после –химия для меня стала иной, а химик – каким-то супергероем(!), который спасает человечество от катастроф, решает мировые проблемы, ставит цели и добивается их, исследует наночастицы и с их помощью строит новую среду для жизни людей. А кто же не хочет стать супергероем!

Вероника Колмогорцева, 10 кл. шк. №8, г. Иваново:

– Летняя школа, пожалуй, перевернула все мои представления о химии. Раньше казалось, что школьные базовые данные – и есть вся химия. Я думаю, каждый из нас убедился, что в учебниках скрыта лишь малая ее часть, а благодаря преподавателям и студентам ИГХТУ мы приоткрыли дверцу, за которой спрятан её удивительный и прекрасный мир. Еще хотелось бы отметить, что ИГХТУ – единственный вуз, который активно проводит подобные мероприятия для школьников и дает возможность проявить себя. Очень грустно, что Летняя школа закончилась, но я уверена, что это не конец! 

Владимир Авраменко, 9 кл. лицей № 21, г. Иваново:

– Еще когда в школьной программе не было такого предмета, как химия, я тянулся к этой науке, очень ждал её появления в школьном курсе. Доучившись до 8-го класса и, наконец-то приступив к полноценному изучению химии, я не мог отделаться от ощущения, что чего-то не хватает. Множество условностей программы, скучные уроки, недостаток практической части – всё это отталкивало многих моих сверстников, представив им химию как ненужный и неинтересный школьный предмет. Признаться, сначала я тоже охладел к её изучению. К счастью, мой репетитор О.Н. Крутова посоветовала поучаствовать в ЛШЮХ. Здесь я нашел всё, чего мне недоставало: людей, увлеченных наукой так же, как и я, обилие химической практики в настоящих научных лабораториях, сложный и интересный материал, который нельзя получить в школе, чуткое руководство в лице студентов и преподавателей ИГХТУ, новых друзей, с которыми хочется и дальше поддерживать отношения. А самое главное – химию. Ту химию, которая не заканчивается на скучных структурных формулах и контрольных работах, которая раздвигает рамки человеческих возможностей, открывая перед людьми невероятные горизонты в медицине и технике. Огромное спасибо!