Когда работа – серьезнейшая зависимость…

"Химик"19(2132) 2015 Содержание

5 октября – День учителя. Поздравляем всех преподавателей университета! Желаем плодотворного труда, неистощимого запаса жизненных сил и профессиональных успехов! Пусть привычная любимая работа приносит радость, а все вложенные в обучение и воспитание молодого поколения усилия всегда дают хорошие результаты!

В одном из недавних номеров «Химика» мы рассказали о том, как хорошие, «здоровые»  зависимости помогают в учебе и в жизни нашим студентам. А какие полезные зависимости у наших преподавателей? Что делать, если работа из банального зарабатывания денег перерастает в любимое дело, увлечение, а затем и серьезнейшую зависимость? Что делать, если «жизнь» и «работа» становятся двумя неразрывными понятиями? Расскажем о некоторых преподавателях и сотрудниках, чьи когда-то студенческие увлечения стали чем-то бОльшим, стали частью их жизни – любимой работой, сильнейшим «наркотиком».

 

Преподаватель химии, преподаватель русского языка, преподаватель психологии, «заведующий спортом» и «заведующая творчеством»…Эти люди – герои статьи.
 

Футерман Наталья Анатольевна – преподаватель общей и неорганической химии, доцент, кандидат химических наук. В химико-технологическом вузе сложно не встретить людей, безумно влюбленных в химию. Ярчайший пример «химически-зависимого» человека – Наталья Анатольевна Футерман. Её серьезная «зависимость» – преподавать химию. «Каждый человек в определенные моменты своей жизни задает себе вопрос о правильности выбора профессии, – рассказывает Наталья Анатольевна. – А что делать, если работа становится зависимостью?! Как быть, если каждое утро, несмотря на погоду, настроение и небольшую зарплату, тебя тянет к ней с неведомой силой? Моя дисциплина читается на первом курсе университета, ко мне приходят семнадцатилетние девчонки и мальчишки с открытыми чистыми сердцами и восторженными глазами, которые верят каждому моему слову, для которых, войдя в аудиторию, я с первой минуты – авторитет. И я понимаю, какая ответственность лежит на мне… Знаю, что в моих силах привить им любовь к химии, к нашему университету, к знаниям в целом. Я могу помочь им адаптироваться к новой среде, научить общаться и помогать друг другу, правильно и рационально использовать своё время и силы. Ведь если не я, то кто?! И я очень стараюсь…Стараюсь не только научить всему, что предусмотрено учебным планом, но и тому, к чему сама пришла со временем. Я очень хочу, чтобы годы в университете стали для них прекрасным светлым этапом в жизни, трамплином для будущих побед и достижений. Пятерки за контрольные, грамотно оформленные лабораторные работы и лаконично сформулированные ответы на коллоквиумах - всё это воспринимаю как похвалу себе. Как же приятно видеть на лицах моих студентов удовольствие от того, что они понимают, знают и умеют, от того, что они довольны результатом! Я отдаю всем им одну себя, а получаю взамен каждого из них, получаю их тепло и благодарность, порою и неумело выраженные. Это как наркотик, который дарит силы, дарит ощущение легкости и нужности, рождает желание испытывать эти эмоции каждый день. Спустя год, два, три, четыре, я встречаю своих бывших студентов в коридорах нашей «альма-матер», на улицах города – они с радостью рассказывают мне о своих успехах, делятся личными переживаниями, и я понимаю – это высшая степень доверия, это лучшая благодарность за мою работу! Правильно ли я выбрала профессию? Да! Никаких сомнений! Моя работа – мой «наркотик», моя зависимость, моя болезнь, которая заставляет жить, развиваться, двигаться вперед, расширять кругозор и постоянно самосовершенствоваться!».
 

Здорикова Юлия Николаевна – преподаватель русского языка, доцент, кандидат филологических наук, заместитель заведующего кафедрой русского языка. Она тоже поделилась с нами рассказом о своем увлечении, уже давно переросшим в глубокую зависимость: «Когда говорят о хобби, обычно называют то, чем занимается человек в свободное от работы время, то, что его очень увлекает, что ему безумно нравится, – рассказывает Юлия Николаевна. – А что происходит, если хобби вдруг становится образом жизни, работой, твоим окружением? Ты понимаешь, что это ТВОЁ, ты себя реализовала, ты делишься этим с другими людьми, ты передаёшь знания и т.д.., можно перечислять и дальше. Для меня – это русский язык и его преподавание. Если назвать только русский язык – не получится полной картины. А вот с преподаванием всё встаёт на свои места. Русский язык у меня в школе всегда шёл хорошо. Это было от природы,  давалось интуитивно (как оказалось при изучении родословной, среди предков было много учителей, в том числе русского языка, тех, кто работал с людьми; а деда в шестом колене звали Калина, по рассказам дедушек он был егерем у И.С. Тургенева и образ его запечатлен в рассказе «Хорь и Калиныч»… Не знаю, правда, есть ли связь?), но способности без работы и тренировки – ничто! Языком я интересовалась всегда, конечно, много читала интересного и сейчас уверена, что не ошиблась в выборе своего пути. Работа преподавателя всегда требует самоотдачи, ты никогда не укладываешься в привычный график, и потому это становится образом мыслей, образом жизни, частью тебя самого и, конечно же, тем, что дает удовлетворение, вызывает интерес. Почему мы работаем преподавателями? Потому что видим отдачу, видим результаты, чувствуем радость общения. Глядя на современную молодёжь, иногда понимаешь, что у неё нет желания узнавать новое, поэтому твоя цель – заинтересовать, и если это получается – ты на своём месте…»
 

Клейман Марк Борисович – преподаватель психологии, доцент, кандидат психологических наук. Его работа из хобби переросла в зависимость, и он рассказал нам об этом: «Когда я без малого восемнадцать лет назад пришёл на своё первое занятие к студентам-органикам в ИГХТУ, честно признаться, немало волновался. Как будет воспринят студентами новый курс психологии, который напрямую не связан с их профессией? Как они поймут материал? Но уже на первом занятии я открыл для себя простую истину: главное для преподавателя – видеть в студенте личность со всеми достоинствами и недостатками (а недостатки есть у каждого из нас) и уважать студента как партнёра в образовательном процессе. Сейчас я могу сказать, что преподавание психологии стало для меня своеобразным "наркотиком". Давно заметил, что в дни каникул и праздников мне начинает не хватать чего-то очень-очень важного. Это важное – общение со студентами. Приходя к ним на занятия, я забываю обо всех своих проблемах, даже когда у меня очень плохое настроение. Моя главная задача - помочь студентам поверить в себя, в свои силы и возможности! Такова специфика нашего курса психологии и педагогики. Моя работа – это моя привязанность, моя зависимость! Готовясь к лекции (например, готовя презентацию), я веду мысленный диалог со студентом, думая: а как будет воспринят им тот или иной материал? Как рассказать о важных проблемах психологии и педагогики доступно и в то же время не потерять  при этом научного стиля. Мне хочется довести излагаемый материал до совершенства (хотя, как известно, нет пределов совершенству). Но когда я вижу, что лекция или практическое занятие заинтересовали студентов, я испытываю состояние эйфории: значит, мои усилия не напрасны, и вот я уже спешу готовиться к следующему занятию, поскольку без занятий со студентами уже не представляю свою жизнь…»
 

Закурин Леонид Вениаминович – заведующий кафедрой физической культуры, доцент, кандидат педагогических наук. Его «зависимость» длится уже более 25 лет. Она «отнимает» его у родных и близких, забирает почти все время. Но он не представляет своей жизни без нее. Его зависимость – баскетбол и тренерская работа. «Работать в этой сфере я начал еще до призыва в армию, сразу после окончания педагогического училища, – рассказывает Леонид Вениаминович. – Сначала я работал в школе в поселке Лух, потом переехал в Иваново, устроился работать в школу и набрал тогда свою первую команду (некоторые из моих первых учеников занимаются баскетболом до сих пор). Карьера тренера началась  в начале 90-х. Сам я занимался спортивной гимнастикой, но баскетбол всегда был мне интересен. Это и творческая игра, и игра ума, это как шахматы: нужно уметь продумывать  комбинации, смотреть на несколько шагов вперед - вот что меня всегда увлекало в баскетболе. В тренировочном процессе приоритет я отдаю совершенствованию сильных качеств игроков. Очень важно использовать данные игроков для формирования схем игры команды, а не игроков подгонять под схемы. Это непросто, но интересно. В этом и состоит творчество моей профессии. За годы плодотворной работы мы с парнями достигли неплохих результатов, неоднократно становились лидерами чемпионата Ассоциации студенческого баскетбола России. За эти достижения в 2011 году мне был присужден «Сертификат на прохождение стажировки в NBA». Однако главной своей победой я считаю своих учеников. Все мои ребята очень разные, но я горжусь каждым из них, ведь все мы чему-то учимся друг у друга.  Я уверен, что главным качеством настоящего игрока является не хорошая физическая подготовка, а характер. Боевой характер, огромная сила воли, постоянная нацеленность на результат. Бороться до конца, во что бы то ни стало – вот с такой установкой нужно ежедневно тренироваться и выходить на игру. Тогда всё получится! Боюсь, что моя «зависимость» неизлечима. Не только и не столько спортивные победы, сколько и поражения, заставляют постоянно совершенствоваться, развиваться, идти вперед, придумывать новые комбинации и схемы. В конечном итоге, и причина, и «побочный эффект» моей зависимости один и тот же –  желание быть сильным…»
 

Сметанина Ирина Вениаминовна – заведующая студенческим клубом ИГХТУ, заслуженный работник культуры РФ. Она «зависима» от творчества, от тех эмоций, которые оно дарит. Своей зависимостью она «заражала», «заражает» и продолжает «заражать» всех творческих ребят нашего университета и не только. Мы пообщались с ней на тему ее жизненного увлечения и вот что удалось узнать. «Все мы мечтаем о любимом деле - таком, которым мы могли бы по-настоящему увлечься, а оно приносило бы нам радость и признание. Любое искреннее увлечение затягивает человека глубоко и надолго, а если это увлечение еще и твоя работа, то это уже «диагноз». Однажды я была свидетелем того, как мой друг художник писал «состояние» моря в определенный временной момент. В эти минуты с ним нельзя было разговаривать - он боялся потерять это мгновение. И в это мгновение он не был похож на нормального человека в обычном значении этого слова. Для него существовал только миг, который он хотел запечатлеть. И он успел! Всего лишь за 50 минут он написал 3 этюда, в которые вложил всю свою творческую энергию. В этом, наверное, и заключается главный секрет мастерства: научиться проявлять своё сердце в том, что вы делаете, и это будет жить долго и станет настоящим творчеством. В жизни каждого человека есть место для творчества. Моим «местом» оказался студенческий клуб ИГХТУ. Он же оказался этим «местом» и для многих других. И эти многие не представляют жизни без студклуба, без своего творчества. И было много мгновений, когда была всеобщая эйфория от проделанной творческой работы и ее результатов (концерты «Кина не будет», «В сетях любви», «Ярмарка» и т.д.) Можно наслаждаться чужими произведениями, а можно, действительно, создавать что-то своё и в это «своё» вовлекать других. Студклуб с каждым годом отнимает у меня всё больше и больше времени. Но мне этого времени не жалко: я знаю, что моё время нужно моим родным студклубовцам. Иногда работаю за полночь, ночью тоже снятся студклубовцы и их проблемы. А семье достаётся меньше внимания, и об этом я, вероятно, буду впоследствии сожалеть. И чем дальше, тем «доза зависимости» становится больше и сильнее, потому что творчество поглощает тебя полностью и ко всем другим делам подход только творческий. И, по-видимому, уже все окружающие знают и верят в то, что без клуба я не могу, а я, в свою очередь, всем своим поведением доказываю это всю жизнь. Моя работа – мой «наркотик», мой «замкнутый круг»…»
Пользуясь случаем, приглашаю всех на концерт «Алло, мы ищем таланты» («Золотой цыпленок») 8 октября в 19-00, а 20 октября лучшие студклубовцы продемонстрируют свои таланты в концерте для первокурсников.
 

Пользуясь случаем, приглашаю всех на концерт «Алло, мы ищем таланты» («Золотой цыпленок») 8 октября в 19-00, а 20 октября лучшие студклубовцы продемонстрируют свои таланты в концерте для первокурсников.

 

Вот такие они, «зависимые» люди. Они живут во имя науки, во имя спорта, во имя творчества! Своей «зависимостью» они делятся со студентами. А из этих студентов впоследствии вырастают гениальные ученые, чемпионы мира, звезды большой сцены  и большой величины. За плодами своей работы они наблюдают год за годом, и от этого их «зависимости» с годами  только укрепляются. Пока в нашем вузе, городе, стране есть такие люди, такие «фанатики» своего дела, наше настоящее и будущее в надежных руках! 

Полосу подготовила Т. Щапова