Ты перспективен, если видишь свою перспективу

"Химик"5(2143) 2016 Содержание

 «Чтобы достичь чего-то значительного,
наша жизненная перспектива должна заглядывать за горизонт».
Вадим Синявский

Перспективный ученый – человек, идущий в ногу со временем, следующий современным тенденциям развития науки и техники. Такой ученый «видит» перспективы на годы вперед, знает, что будет востребованным в мире через ...надцать лет. Он не боится фантазировать, прикасаться к чему-то новому, он не останавливается на пути познания, постоянно самообразовывается, постоянно ищет что-то…

- Перспективный ученый – тот, кто не стоит на месте. Он изучает новые методики и способы достижения желаемых результатов, готов разрушить и опровергнуть труды многих своих лет ради истины. Ради единственной заветной цифры он потратит все свои силы!

- Перспективный ученый – это ученый, подающий большие надежды, ученый, от которого постоянно ждут чего-то нового, феноменального. Такой человек должен любить свое дело, отдаваться ему, постоянно развиваться и совершенствоваться в своей области…

Словесный портрет «перспективного ученого» создали Алена Воронина (гр.2/100), Илья Кузьмин (гр.4/9) и Анна Филиппова (гр.3/11) – ребята, которых по праву можно считать перспективными молодыми учеными нашего вуза. О больших перспективах в науке говорят грантовые победы этих студентов. У Алены их – целых три: она три года подряд становится победителем в конкурсе грантов для поддержки студенческих НИР; у Ильи – две, у Ани – пока одна, но это не предел их возможностей. Наставляет всех этих грантообладателей Артур Сергеевич Вашурин – кандидат химических наук, старший научный сотрудник лаборатории термодинамики и строения растворов кафедры неорганической химии. Именно он разглядел в этих ребятах «научную жилку», и именно ему принадлежит немалая доля успеха его подопечных.

«Хотелось бы поблагодарить руководство ИГХТУ за то, что несмотря ни на какие мировые кризисы, удалось сохранить конкурс грантов для поддержки студенческих НИР, – отмечает Артур Сергеевич в беседе с нами. – Действительно, этот конкурс для многих является первым шагом к большому научному признанию его идей. Помню, когда был студентом 3 курса, это был первый большой конкурс, на который я подавал заявку. С первого раза грант получить не удалось, что подстегнуло меня работать еще лучше, и результат не заставил себя ждать: на 4 и 5 курсах моя работа была отмечена грантами. В этом году трое ребят из моей лаборатории стали грантообладателями, во что сначала даже и не верилось. Но я считаю, что каждый из них достоин этой победы!»

Никто лучше руководителя не отметит сильные и слабые стороны своего студента, его научные перспективы, увлеченность научным поиском. Поэтому мы попросили Артура Сергеевича помочь нам разобраться в этих вопросах.
Алена Воронина занимается вопросом направленного формирования упорядоченных фталоцианиновых структур в жидкофазных системах.

«Это направление исследований очень перспективно в настоящее время, в мировой научной литературе ежедневно публикуются новые интересные работы, напрямую или косвенно связанные с этим направлением, – рассказывает Артур Сергеевич. – Вот один из примеров: в прошлом году мы опубликовали статью, посвященную роли растворителя при формировании Н-агреагатов водорастворимых металлофталоцианинов, по результатам работы, часть которой выполнила Алена. И буквально вчера, просматривая свежие статьи, я «натыкаюсь» на работу японских ученых, которые, используя, в том числе, и некоторые теоретические закономерности, опубликованные в нашей статье, создали жидкофазную систему (на основе наших теоретических исследований они подобрали наиболее подходящую среду для нужного содержания агрегированных и мономерных форм макроциклов), которая показала неплохой результат на тест-моделях по изучению фотокаталитической активности.

Работа Ильи Кузьмина связана с получением гибридных материалов на основе фталоцианинов новых структурных типов и полимерных матриц. Закономерным итогом его трехлетней деятельности стала заявка на патент РФ по способу получения катализаторов для окисления меркаптанов. Перспективность исследований Ильи, конечно же, огромная: без катализа не обходится практически ни один современный химический процесс. Подтверждая большой интерес именно к его тематике, приведу такой пример: в ноябре 2015 года в Москве проходила конференция по кинетике и катализу; мы с Ильей отправили туда тезисы, и через некоторое время из оргкомитета ему пришло приглашение выступить с устным докладом. При этом оргкомитет взял на себя расходы по его размещению и оплате организационного взноса, а это о многом говорит…

Анна Филиппова в нашей лаборатории всего полтора года, но уже успела завоевать доверие со стороны всех. Сначала отдельной задачи у Ани не было, она работала с Аленой по ее теме. Но всё решил случай. Коллеги синтезировали новые фталоцианиновые комплексы, которые нужно было исследовать. Мы с Аней обсудили задачу, которая перед ней стоит, спланировали эксперимент и начали вместе его выполнять. Через некоторое время я заметил, что она уже всё делает сама. В результате через полгода работы она уже представляла стендовый доклад на конференции в ИХР РАН. А это настоящая школа молодого исследователя, т.к. авторитет ученых этого института в области химии порфиринов признан во всем мире. Первый научный экзамен Анна выдержала достойно. По результатам этой работы совместно с коллегами опубликованы научные статьи. В настоящее время она занимается установлением закономерностей между строением фталоцианинов и процессами образования сэндвичевых комплексов с включением органических лигандов. За прошлый год она сделала три устных доклада на конференциях в Москве (ИОНХ РАН) и в Иванове (ИвГУ, ИХР РАН). Перед новым годом пришла новость о положительном решении в выдаче патента РФ в этой области, подтверждающего приоритет авторов, среди которых и наша Анна».

Алену Артур Сергеевич считает уже самостоятельным исследователем, по квалификации не уступающим младшему научному сотруднику: «Она научилась планировать эксперимент, который ей нужно выполнить, она сама предлагает экспериментальное решение научной задачи, иногда даже лучшее, чем у ее руководителя, а это для студента – высший пилотаж». Об Илье его руководитель отзывается как о человеке уникальной работоспособности: «У него постоянно что-то крутится, кипит, варится, бьется, пенится… Он «великий каталитик» нашей кафедры!» А в этом году Илья стал еще и победителем конкурса «Студент года» в номинации «Студент – ученый». Эта награда досталась ему по праву! «Что касается Анны, то она столько времени тратит на самообразование, сколько не тратит, наверное, никто», – говорит наставник. Это единственный студент в группе Артура Сергеевича, который переживает за зачеты и экзамены так, что все остальные тоже начинают вспоминать, что кроме науки еще и экзамены сдавать нужно, а, следовательно, и к ним готовиться…

Этим ребятам очень повезло со своим научным руководителем, и они знают и ценят это. Артур Сергеевич Вашурин направляет мысли своих студентов в нужное русло, к нему всегда можно обратиться с любыми вопросами (и не только научными) – он всегда уделит пару минут студенту, даже если очень занят. Все полученные в ходе экспериментов данные подробно разбираются и обсуждаются вместе с научным руководителем, он помогает ребятам в подготовке докладов к конференциям, морально поддерживает и переживает за них во время выступлений. «С Артуром Сергеевичем легко работать, если это назвать работой, скорее, это любимое дело, которым хочется заниматься», – так считают все трое его студентов.

Вот такие они, перспективные молодые ученые. И перспективы этих ребят уже «заглядывают за горизонт».

Т. Щапова, спецкор. «Химика»