«Любимчики» студентов

"Химик"18(2156) 2016 Содержание

Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.
В.О. Ключевский

Наверное, в этом и кроется секрет успешной профессиональной деятельности «Любимых преподавателей» ИГХТУ - победителей студенческого конкурса, ежегодно проводимого студенческим правительством университета. А что гадать, если все секреты можно раскрыть напрямую?


«То, что студенты назвали меня «любимым преподавателем», было приятной неожиданностью. Я, скорее всего, отношусь к разряду «добрых преподавателей», возможно, этим и «подкупаю» ребят. Ко мне всегда можно обратиться с той или иной проблемой, совет по ее решению будет дан незамедлительно. Моя задача – научить студентов тому, что позволит им получить «работу мечты» по окончании вуза. Сфера IT – моя стезя, и я искренне считаю, что в данной области знаний нельзя заставлять работать, хороший специалист здесь должен быть увлечен поставленной задачей и только тогда можно ожидать качественного продукта по завершении. Поэтому в своей работе я не только делюсь имеющимися знаниями, но и прививаю к ним интерес». Благодаря этим рабочим моментам, Евгений Сергеевич Константинов, доцент кафедры экономики и финансов, – назван «любимым» студентами Химтеха.

В ИГХТУ Евгений Сергеевич уже пятый год. Свой педагогический опыт он дарит ребятам 1-4 курсов направления «Бизнес-информатика». Преподаваемые им дисциплины связаны с информационными технологиями: «Программирование», «Объектно-ориентированный анализ и программирование», «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации», «IT – инфраструктура предприятия», «Управление жизненным циклом ИС и управление IT-сервисами и контентом». Но именно программирование Евгению Сергеевичу ближе всего по духу.

«Любовь к процессу создания компьютерных программ была привита еще в вузе (я учился в ИГТА) такими предметами, как «Микропроцессорная техника» и «Программирование». Именно эти дисциплины отличались от остальных предметов практической ориентированностью и интеграцией знаний из других курсов, – рассказывает Евгений Сергеевич. – Неотъемлемая часть сферы информационных технологий – постоянно пополняемый и обновляемый практический опыт, поэтому я никогда не прекращаю учиться самостоятельно: регулярно прохожу различные курсы, в том числе и на английском языке, например, «Coursera» – образовательная платформа для дистанционного обучения. Также я каждый день работаю над различного рода проектами, например, в области робототехники, которой занимаюсь в Центре робототехники и трехмерной печати ИГХТУ. Это, к тому же, мое большое жизненное увлечение. Преподавание – хорошая возможность поделиться опытом, который не прекращает наращиваться год за годом, именно этот опыт поможет моим студентам самореализоваться в жизни, трудоустроиться в желаемую компанию. «Нет ничего невозможного!» – мой жизненный девиз и наставление химтеховским студентам».


«Студенты назвали меня «любимым преподавателем». Почему? Я требователен там, где необходимо, и закрываю глаза на то, что допустимо. Быть может, поэтому. Возможно и потому, что даже самую сложную теорию пытаюсь объяснить доступно, без «бумажек-подсказок» (это, кстати, студентам очень нравится). Считаю, что мои занятия – интересные, а перерывы – душевно отвлеченные, с разговорами о личном… Я ничем не отличаюсь от других преподавателей нашей кафедры и университета, просто, как говорится, так звезды сошлись…». А могут ли звезды и повторно так удачно сходиться? Могут. Дмитрий Вячеславович Филиппов, доцент кафедры физической и коллоидной химии, который только что поделился с нами своим педагогическим секретом, уже второй раз становится победителем данного конкурса.

Дмитрий Вячеславович Филиппов прошел путь от обычного студента ВХКашника (окончил 11 группу ИГХТУ) до преподавателя, любимого такими же обычными студентами, каким был и он. После окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации он стал преподавателем кафед-ры физической и коллоидной химии, хотя занятия вел еще будучи аспирантом. Сейчас он преподает все дисциплины кафедры, и коллоидная химия – самая любимая из них. Именно эта дисциплина непосредственно связана с тематикой научной работы Дмитрия Вячеславовича, хотя, как он сам признается, в студенчестве этот предмет он не особенно жаловал. Что ж, аппетит, как говорится, приходит во время еды…

Обучение в Химтехе подарило Дмитрию Вячеславовичу огромный профессиональный опыт благодаря замечательным преподавателям, увлекательным лекциям, занимательным практикам. Но особо благодарен он своему наставнику и научному руководителю Михаилу Валерьевичу Улитину. «Михаил Валерьевич – мой любимый преподаватель навеки, – рассказывает Дмитрий Вячеславович. – Увы, его уже нет с нами, но та неподражаемая манера вести занятия и говорить о сложнейших вещах предельно ясно, тот неисчерпаемый запас жизненного позитива, который каждый студент и аспирант получал после общения с ним, то стремление «свернуть горы», пытаясь найти ответ на поставленный вопрос, которое возникало при общении с ним, – всё это не забудет ни один человек, хоть раз общавшийся с Михаилом Валерьевичем».

«Работа преподавателя – это сложный труд, но, тем не менее, приносящий массу удовольствия от общения со студентом, – говорит Дмитрий Вячеславович. – Год за годом я совершенствуюсь в этой профессии. К счастью, у меня появилась еще одна возможность удачно самореализоваться в жизни – в качестве отличного папы для моей маленькой дочурки…»


Дмитрия Вячеславовича Филиппова и Евгения Сергеевича Константинова, наверное, можно было бы назвать «идеальными преподавателями», если таковые существуют. «Идеальный преподаватель» и «идеальный студент»… Герои нашей статьи выразили свои точки зрения относительно этих понятий.

Д.В.: «Идеальных» преподавателей, наверное, не бывает, есть просто отличные и хорошие. Эти люди любят свою работу. Они общительные и эмоциональные, в достаточной степени самокритичные, способные понимать интересы и настроения студентов. Самый сложный материал с ними становится доступным и интересным… Что касается «идеального студента», то вспоминается шутка, в которой говорилось, что «идеальный студент» – тот, кто смог «приползти» в университет к первой паре, выспаться на трех лекциях, набегаться на физкультуре и не умереть от всего этого. А если серьезно, «идеальный студент» для меня – тот, кто хочет учиться, кто легко ориентируется в море информации. Этот человек не должен знать ответы на все вопросы, он должен знать, где эти ответы можно найти.

Е.С.: «Идеальным преподавателем» я бы назвал высококвалифицированного профессионала в своей отрасли, а «идеальным студентом» – человека, желающего получить максимум знаний и информации от обучения, ставящего перед собой цели и задачи, которых активно добивается и решает.


«Любимый», «хороший», «идеальный» – множеством эпитетов можно охарактеризовать людей, являющихся профессионалами, мастерами своего дела. Как не согласиться: «Мастер не учит плохому. Мастер не учит хорошему. Мастер – учит. И не может иначе » (Генри Лайон Олди). 

Преподаватели ИГХТУ своими знаниями открывают студентам неизведанную сторону мира знаний, в котором они впоследствии смогут остаться и самореализоваться. Спасибо нашим преподавателям за то, что они помогают сбываться заветным мечтам ребят!

Т. Щапова, спецкор. «Химика»