Поговорим? Поспорим?
Приглашаем к дискуссии преподавателей и студентов: можно ли в российских вузах учиться по правилам?
«Стандарты и реальность: можно ли в российских вузах учиться по правилам?», – так называется статья доктора философских наук Э.О. Леонтьевой (Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск), опубликованная в журнале «Известия высших учебных заведений. Серия: ”Гуманитарные науки”», т. 2. Вып. 4, 2016. Статья представляется очень актуальной, поскольку затрагивает «болевые точки» современного процесса вузовского образования и проблемы, характерные для преподавания любой дисциплины: как определяемый стандартом и отраженный в учебном плане и рабочей программе объем учебного материала может быть освоен в ограниченный период времени?
Статья, которую мы предлагаем обсудить, рассматривает ситуацию, сложившуюся к настоящему моменту в российской высшей школе, и с позиции преподавателя (в ней приводятся мнения преподавателей различных вузовских дисциплин), и с позиции студентов. Приводятся интересные данные различных социологических опросов среди студентов московских вузов, а также данные, полученные в ходе опроса студентов различных специальностей Тихоокеанского государственного университета.
Все ли студенты следуют незыблемому в своей фундаментальности правилу «учить и сдавать»? Как справедливо отмечает автор, для этого требуется наличие у студента ресурсов физических, интеллектуальных (закладываются на общеобразовательном уровне) и социальных. Интересны представленные расчеты и реальные данные о самостоятельной работе студентов, заложенные в учебных программах.
Цифры, приводимые в таблицах статьи Э.О. Леонтьевой, показывают, что многие студенты, увы, вовлечены, как корректно определяет автор, «в неформальные практики в ходе обучения в вузе»: списывают, покупают рефераты и курсовые, делают подарки преподавателям… Нельзя не согласиться, что «мошеннические стратегии» обучения студенты часто выбирают из-за заформализованности процесса вузовского образования, формалистского отношения некоторых преподавателей к своей работе.
В статье много говорится о явной и скрытой формах увеличения нагрузки преподавателей (укрупнение потоков, уменьшение нормативов на прием экзаменов и проверку контрольных работ заочников и т.д.), что тоже не идет во благо учебного процесса.
Справедливости ради заметим, что некоторые статистические данные, приводимые в статье, не являются достаточно новыми, однако затронутые в статье проблемы узнаваемы, требуют решения, а приводимая информация – повод для серьезного размышления и, как мы полагаем, для проведения в нашем вузе собственного мониторинга.
Интересно узнать: со всеми ли мнениями автора статьи, напечатанной в журнале, могут согласиться наши преподаватели? Что кажется дискуссионным и полемичным? Давайте обсудим! Хотелось бы выслушать и мнение студентов.
Пишите на почту журнала gum-journal@isuct.ru.
Н.К.Иванова, проф., д.ф.н., главный редактор журнала «Известия вузов. Серия “Гуманитарные науки”»