Старт к новым возможностям

"Химик"14(2172) 2017 Содержание

Кто раз любил науку, тот любит ее всю жизнь и никогда не расстанется с ней добровольно.
Д.И. Писарев

«Мое первое знакомство с химией состоялось в классе 5–6, когда на дне садовой бочки в родительском огороде (который, кстати, назывался «Химик» и находился в полукилометре от Дмитриевского химического завода в г. Кинешма) я обнаружил… настоящую химическую пробирку (видимо, прошлые хозяева сада были химиками). Находкой я увлекся не на шутку, эксперименты с зелёнкой, йодом, аскорбиновой кислотой были проведены тут же… И эту пробирку я по праву считаю символом начала моего химического пути. Дни и ночи за книгами, конспектами, реакциями – постижение химии было стремительным. Но понимание ее не как предмета в сетке расписания, а как одной из главных наук современного естествознания, пришло с появлением собственных экспериментальных результатов, маленьких открытий и их осмысления. Это увлекло и даже привело к докторской диссертации…», – так начался наш разговор с проректором ИГХТУ по научной работе Евгением Владимировичем Румянцевым. (От ред. Этим интервью мы завершаем цикл статей о новой «ректорской команде» нашего вуза).

Совсем недавно Е.В. Румянцев успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора химических наук. Его научное исследование –  «Эффекты комплексообразования и межмолекулярных взаимодействий в химии дипирринов и билирубина» – многогранная, актуальная и очень перспективная работа. «Даже во время доклада многое хотелось изменить, – рассказал Евгений Владимирович, – так как в исследуемой мной области день за днем появляются все новые данные и результаты. С применением новых методов работы, в исследованиях 5-летней давности находятся иные идеи для развития. Поэтому работа над докторской диссертацией и ее защита для меня – это, прежде всего, переживание момента, когда ты становишься полноценным исследователем, который вправе планировать и выбирать наиболее интересные области знания, где потенциал и квалификация твоей личности могут пригодиться. Это – новый старт в науку, где нужно развиваться и совершенствоваться. Это – новые заботы, новые дела и, как я уже ощутил, более интересная жизнь».

Старт Евгения Владимировича в науку был, можно сказать, «многоуровневым». 

– Евгений Владимирович, 5 лет Вы возглавляли «самый химический» факультет вуза. Чему научила Вас эта пятилетка? 

– Опыт работы деканом факультета, в котором сосредоточен один из самых высоких химических потенциалов страны, бесценен и позволил мне войти на должность проректора по научной работе без преодоления, как мы, химики, выражаемся, особых «активационных» барьеров. Факультет фундаментальной и прикладной химии, несмотря на свою малочисленность, на самом деле очень большой – за годы его существования на нем отработано всё самое-самое: от прорывных научных направлений и будущей профессиональной деятельности выпускников до созданной и одной из самых эффективных в мире моделей подготовки научных и научно-педагогических кадров. Я не перестаю восхищаться интуицией и мощнейшей энергией Геннадия Алексеевича Крестова, создателя факультета, и кланяюсь замечательной команде ученых и преподавателей, делающих из студентов-химиков профессиональных ученых. За 5 лет деканства приходилось многое делать: адаптировать учебные планы и программы к реальной жизни и потребностям студентов и преподавателей, ориентировать учебный процесс на современное состояние науки, помогать студентам с их трудоустройством и даже… решать их личные проблемы. Не скажу, что за 5 лет все задуманное воплотилось в жизнь, но уверен – новый декан ФФиПХ, мой ученик Юрий Марфин прекрасно продолжит прогрессивный путь факультета, поднимая его «планку» и дальше. Главное, чему научила меня эта пятилетка: хочешь, чтобы руководимая тобой структура развивалась – создавай систему, настраивай элементы, выстраивай взаимоотношения между людьми и ориентируй их на результат. Только настройкой системы, созданием общей цели для личностного и корпоративного роста можно достичь серьезных результатов. Однако, управляя всем «вручную», не обойтись и без системных сбоев…

– В одном из интервью Вы сказали, что «успех российских вузов является наглядным свидетельством того, что государственные капиталовложения в науку, которые были в последние 5–10 лет, оправдывают себя». Можно ли это утверждение применить и к нашему вузу? Как видоизменилась «наука» университета по сравнению с той, что была 5–10–15 лет назад? Насколько далеко (или широко) мы шагнули за последние годы?

– Могу с уверенностью сказать, что в целом мы сохранили мощный потенциал вуза, доставшийся нам еще со времен советской высшей школы. И это произошло благодаря, прежде всего, не деньгам, а удивительным людям – нашим ученым, ответственно трудившимся на свое и наше будущее, невзирая на сложные 90-е. Требования сегодняшнего времени – не растерять опыт прошлых поколений, а для этого мы должны сделать ставку на развитие, выражающееся в поиске свежих идей и новых научных и индустриальных партнеров. 

Современная наука – амбициозная, конкуренция стала жестче, борьба за приоритеты в науке – это фактически способ выжить. Но ИГХТУ, благодаря усилиям коллектива, вполне конкурентоспособен. Я говорю, прежде всего, о признанных школах по химии макрогетероциклов, координационной химии, химии жидкофазных систем и материалов, плазмохимии, структурной химии, технологии и моделированию химических процессов и аппаратов и т.д. С удовольствием для себя отмечаю, что мы сильны и в социокультурном проектировании, исследовании социума, лингвистике и др. На региональном уровне нам по многим позициям просто нет равных. Но «почивать на лаврах» – бессмысленное занятие. Нужно двигаться вперед, определенные заделы для этого есть: развивается сотрудничество с учеными других российских и международных центров, есть ростки для междисциплинарных направлений сотрудничества – с биологами, медиками, историками… 

Наука действительно «видоизменилась», как стремительно меняется и время, в котором мы живем. Требуются новые подходы, методы, знания. Происходит конвергенция научных дисциплин и специализаций. И мы, как университет, осознавая такие задачи, можем и должны их решать. 

И несколько слов о будущем… Нам необходимо «подтягивать» наши технологии вместе с инновационными направлениями экономики и менеджмента. Это области, которые бурно развиваются в мире. Но и химикам есть куда двигаться. Мы уже на стадии создания консорциума с медиками и надеемся, что результаты такой совместной деятельности не за горами.

– Вы молоды, а у молодых и взгляд на вещи особенный. Наверняка, Вы полны идей, ждущих реализации. Есть ли проекты в научной сфере, которые хотелось бы внедрить в ближайшее время?

– Во-первых, нам нужно активнее использовать методы квантовой химии, молекулярного моделирования и хемоинформатики, прежде всего, для отбора и скрининга химических соединений. Несмотря на то, что у нас есть мощная группа по квантовой химии, многие вопросы, волнующие экспериментаторов, остаются вне внимания теоретиков. Мне бы хотелось, чтобы у нас был создан некий интерфейс для передачи задач, требующих теоретических расчетов, от экспериментаторов – людям, профессионально владеющим аппаратом квантовой механики. 

Во-вторых, необходимо совершенствование органического синтеза и развитие методических приемов на самом современном уровне. Сегодня синтетики продвинулись далеко вперед, и контроль реакций на атомарном уровне позволяет создавать целые молекулярные машины. Это «топовые» направления, развитие некоторых из них в вузе крайне необходимо. 

В-третьих, решение комплекса задач – ориентация фундаментальных исследований на практические результаты в технологии, катализе, биомедицине и проч. Это возможно путем развития междисциплинарных направлений и появления исследователей нового типа, стремящихся осваивать новые виды деятельности и приобретать новые компетенции. 

В конце прошлого года была принята Стратегия научно-технологического развития страны, и в настоящее время мы уже проводим работу по упорядочению научных направлений нашего университета под направления данной Стратегии. И, конечно, важнейшая тактическая задача – это создание инструментов для эффективного использования парка имеющегося научного оборудования университета и наших коллег-партнеров. 

– На днях пройдет очередная студенческая научная конференция в совершенно ином формате. Проанонсируете данное событие?

– В феврале этого года было проведено обновление состава совета молодых ученых вуза. Все изменения «форматов» – это их инициативы. Члены совета – молодые и перспективные исследователи, а кому, как не им, лучше разбираться в потребностях современной научной молодежи? Благодаря усилиям новой команды, традиционные «Дни науки» превратились во Всероссийскую школу-конференцию с полезными и актуальными лекциями ведущих ученых, насыщенной образовательной программой, научным поединком «Science Slam» и «Днем победителей», где молодые ученые, работы которых конкурсное жюри оценит как лучшие, смогут поближе познакомиться, узнать друг друга и, возможно, это станет началом новых научных контактов. Разве не для этого нужна конференция?

– В Вашей жизни и деятельности много изменений за последнее время. И самое, наверное, важное – вступление в должность проректора по научной работе. Как Вы адаптировались к новому коллективу?

– Стадия адаптации, конечно, была, но я ее уже не помню. Значит, все прошло «как надо» (улыбается).

Материал подготовила Т. Щапова