Уже в девятый раз. А каждый раз – как первый!

"Химик"18(2176) 2017 Содержание

Сегодня студенческую семью ИГХТУ пополнили почти 700 молодых людей, жаждущих «взрослой» университетской жизни, новых знаний и желания сделать мир лучше. Эти три составляющие – непременная формула успеха ивановского Химтеха, поскольку наши первокурсники – это уже «проверенные» абитуриенты, понимающие, зачем им нужен диплом ИГХТУ. Будущие химики, технологи, инженеры, экономисты рождаются не в период обучения и даже не на защите диплома, а на школьной скамье, когда ответственно делают свой выбор в пользу той или иной профессии. Такой выбор им позволяют сделать наши профориентационные мероприятия, которые от классических приемов с каждым годом приобретают инновационные формы, позволяющие перейти к настоящей адресной подготовке абитуриентов. Одним из таких мероприятий является Летняя школа юных химиков. На протяжении 9 лет своей работы она стала местом «погружения в химию» для более чем двух сотен мальчишек и девчонок, которые на 2-3 недели летних каникул приняли решение «не скучать»…

Несмотря на то, что организация работы Школы – дело уже привычное для команды факультета фундаментальной и прикладной химии, тем не менее, в этом году удалось найти новые образовательные и научные замыслы и вполне удачно воплотить их в жизнь. Через призму мировых открытий в химии и приближение их к реальной жизни человека юными химиками освоены десятки научно-популярных лекций, интервью ученых с мировым именем, тренингов и мастер-классов по методологии научного творчества, методам исследования и др. В этом году в Школе обучались 37 старшеклассников из Ивановской, Владимирской, Вологодской, Белгородской областей. И каждый из них смог воплотить свое желание заняться настоящей наукой под руководством 15 (!) молодых ученых, которые, как показала итоговая конференция «Мои первые шаги в науку», блестяще справились со своими задачами.

Хочу выразить огромную благодарность научным руководителям школьных проектов: это Александр Погонин, Григорий Гусев, Алексей Киселев, Дарья Роднина, Алексей Манин, Максим Лебедев, Борис Кочергин, Михаил Разумов, Дмитрий Ерзунов, Сергей Усольцев, Дмитрий Меркушев, Елизавета Банакова, Мария Шипалова, Ольга Водянова, Илья Тарасюк. Многие когда-то и сами были участниками Летней школы юных химиков, а теперь делают серьезную науку, их исследования поддержаны стипендиями Президента РФ, грантами РНФ и РФФИ. Кстати, как и в прошлые годы, в этом году часть исследовательских проектов школьников выполнена в рамках грантов. Когда-то раньше мы говорили, что Летняя школа юных химиков призвана создать среду интенсивного интеллектуального общения для молодых людей, имеющих интерес к химии. Сегодня становится очевидным, что Школа стала межрегиональной площадкой, концентрирующей и воспитывающей интеллектуальные ресурсы для развития перспективных направлений химической науки.

Исследовательские проекты школьников носили разнообразный характер, ведь в этом году к «летним» школьным исследованиям вместе с кафедрой неорганической химии подключились кафедра органической химии, кафедра промышленной экологии, Институт химии растворов им. Г.А. Крестова РАН. Плазменно-адсорбционная очистка воды от органических загрязнителей, изучение активности тромбоцитов методом флуоресцентной микроскопии, поиск сокристаллов пиперониловой кислоты и эффективных сенсибилизаторов с помощью методов компьютерного моделирования, исследование деструкции конъюгата пентиламин-Bodipy в кислой среде и получение синтетического порфирина – вот неполный перечень тем исследований юных талантов.

В свое время Фонд «Династия» трижды поддержал проект Летней школа юных химиков, чем мы, команда организаторов, очень гордились. В этом году мы практически перешли на самоокупаемость.

Проект с каждым годом становится все интереснее и качественнее. Школа успела апробировать много методик и технологий обучения химии, придя к интересному результату: эффективность освоения школьной программы наибольшая тогда, когда вначале демонстрируется реальная проблема из жизни человека, общества, мира в целом и далее предлагаются способы решения, одним из которых обязательно станет тот самый алгоритм из школьного учебника… В этом суть проектного метода обучения с использованием элементов технологий критического мышления и т.п. По результатам работы Школы принято решение издать учебное пособие, в котором будут обобщены все методические приемы, использованные за годы работы летнего интенсива.

Хочется поблагодарить, в первую очередь, всех участников Школы – мы уверены, и доказательств тому масса, что каждый из них нашел в нашей насыщенной программе что-то своё и в последующем сделает правильный выбор. Конечно, Школы не было бы без ее организаторов – команды увлеченных наукой молодых людей, каждому из которых персональная благодарность с надеждой на плодотворное творческое сотрудничество в дальнейшем. Особая благодарность и.о. декана факультета фундаментальной и прикладной химии, доценту кафедры неорганической химии Ю.С. Марфину. Большое спасибо всем сотрудникам университета и службам, помогавшим с организацией мероприятий Школы, размещением и питанием участников. Отдельная благодарность Администрации города Иваново за партнерство (Школа была проведена, в том числе, и как исследовательская смена городского лагеря дневного пребывания) и компании AUTEX Ltd., выступившей спонсором экскурсионной поездки в Москву и организовавшей «научный тур» в Институт биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН, где юные химики смогли познакомиться с уникальным научным оборудованием и самыми актуальными исследованиями.

Главный итог Школы – это, пожалуй, то, что уже сейчас ее участники звонят, пишут и интересуются – когда мы сможем продолжить свой исследовательский проект? Мы знаем: создание устойчивой мотивации у учащихся – «головная боль» современного педагога. Сложение нескольких составляющих в единое мероприятие под названием «Летняя исследовательская школа» способно решать эту задачу (о чем мы рассказали в журнале «Химия в школе» https://elibrary.ru/item.asp?id=18083896). Поэтому я предлагаю расширить систему летних интенсивов для решения вопросов адресной подготовки абитуриентов для поступления в наш университет по разным направлениям обучения, взяв за основу уже работающую модель Летней школы юных химиков. Мы готовы делиться опытом и приобщать всех желающих!

Е. Румянцев, проректор по научной работе, организатор Летней школы юных химиков

Фотоотчет о работе Летней школы юных химиков см. на сайте https://vk.com/albums-10666827