«А сколько радости познанья из этих стен мы унесли…»

"Химик"24(2182) 2017 Содержание

История нашего вуза началась в августе 1918 года, когда по декрету В.И. Ленина был учрежден Иваново-Вознесенский политехнический институт (ИВПИ). В отличие от многих первых советских вузов он возник на материальной базе и как культурный наследник знаменитого своей научной и учебной репутацией Рижского политехнического института (РПИ), давно сложившегося в солидное престижное высшее учебное заведение. Преемник Химического факультета РПИ – Химфак ИВПИ начал свою новую жизнь в составе первого советского вуза в нашем пролетарском городе – Иваново-Вознесенске.

На основе Химического факультета ИВПИ в 1930 году был создан Ивановский химико-технологический институт, ныне ИГХТУ. Почти 100-летняя история нашего университета насчитывает множество интересных событий, высоких достижений, научных свершений. Много выдающихся имен навсегда вписаны золотыми буквами в нашу историю.

Открывая сегодня новую рубрику, мы предлагаем перелистать страницы исторических документов и воспоминаний, хранящихся в музее вуза, увидеть события многолетней давности глазами очевидцев, вновь пройти с ними основные вехи нашего славного пути.


Фабричный корпус, тип барака, таким когда-то был Химфак.
В нем было очень много мрака, но создан он развеять мрак…
А. Лапина, студентка Химфака, 20-е годы

Химический факультет ИВПИ, готовивший инженеров-химиков, начал функционировать вместе с другими факультетами института в 1918 году. Губернская газета «Рабочий край» сообщила, что в Иваново-Вознесенском политехническом институте 22 октября проведены первые учебные занятия со студентами. На Химфаке они временно проводились в школе колористов (ныне Ивановский колледж промышленного дизайна на ул. Жиделева). В это время для размещения Химического факультета готовилось отдельное здание – быстрыми темпами переоборудовался бытовой корпус текстильной фабрики «Куваевская мануфактура», куда вскоре переехал Химфак. Посетителям Химфака помещение казалось мрачным и неприветливым. Лаборатории и кабинеты разделялись деревянными перегородками. Это создавало большую опасность в пожарном отношении. В лабораториях отсутствовал газ и электрические нагреватели. Не было надежной вентиляции, что особенно ощущалось в лабораториях качественного анализа и органического синтеза. Бросались в глаза теснота и темные узкие коридоры. Но студенты любили свое здание и ласково называли его «Куваевка».


Мы в институт шли с примусами, от керосина гарь и вонь,
Но синтез шел совсем неплохо, когда в душе горел огонь…
А. Лапина

На Химфаке большое значение придавалось лабораторным занятиям. В наследство от Рижского политехнического института Химфак получил оборудование учебной лаборатории физики. Это позволяло студентам выполнять основные работы по механике, электричеству, газам и оптике.

Занятиями в лаборатории органического синтеза руководил ассистент Н.А. Нарышкин. Он широко привлекал студентов к проверке новых синтезов по литературным данным. Это вносило в работу элемент исследовательского характера. Основным оборудованием здесь служили сушильные шкафы и небольшие тигельные печи. В качестве источников тепла использовались примуса, которые студенты должны были приносить с собой из дома. В лаборатории было тесно, шумно, коптил газ от примусов. Тем не менее, студентов тянуло в лабораторию, порой в ней работали днем, там же ужинали и оставались работать на ночь.

Лаборатория воды и топлива располагала такими приборами как калориметр, аппараты Орса, вискозиметр Энглера и т.п. Заведовал ей доцент П.В. Золотарев. Студенты выполняли анализы воды и топлива: определяли теплотворную способность, вязкость жидкого топлива, температуры вспышки, состав газов и т.д. В лаборатории минералогии работали с паяльной трубкой и, пользуясь таблицами Зильбермана, определяли различные минералы.

На первом курсе студенты работали в лаборатории неорганической химии, заведовал которой доцент Я.К. Сыркин. В средней школе в то время химия не изучалась. И лаборатория впервые знакомила нас с основными приемами работы по химии. Основательное изучение химии начиналось в лаборатории качественного анализа. Программа практикума включала определение большинства катионов и основных анионов в различных сочетаниях. Лаборатория количественного практикума, которой руководила ассистент Ц.Г. Райхинштейн, являлась хорошей школой воспитания точности и аккуратности. В качестве контрольной работы студенты выполняли сложный анализ сплава или минерала. Потребности факультета в реактивах и посуде обеспечивались удовлетворительно из запасов РПИ. Бесценным богатством института была фундаментальная библиотека РПИ, многие научные журналы различных стран мира имелись в ней с первого года издания.


Не ходи в центральну баню и не трать там четвертак.
Сдай зачет Золотареву, там упаришься и так!
Студенческая частушка

Штат преподавателей на Химфаке был небольшой. Он включал профессоров и доцентов, читавших лекции, и ассистентов, руководивших лабораторными и практическими занятиями. В качестве помощников в лабораториях работали студенты старших курсов. В период моего обучения в институте посещение лекций не было обязательным. Многие студенты не могли посещать лекции, т.к. были вынуждены совмещать учебу с работой. Студенты больше ориентировались на самостоятельную подготовку к экзаменам по учебникам и запискам лекций. В то же время хорошая лекция значительно облегчала работу. Образцовыми студенты считали лекции профессора А.Я. Хинчина и Н.П. Пескова. Строго научное содержание, логика рассуждений, мастерское изложение делали их интересными и понятными. По некоторым дисциплинам записи лекций были отредактированы преподавателем и изданы литографическим способом в студенческой типографии. Учебников было крайне мало. Экзаменационных сессий не существовало. Экзамены можно было сдавать по договоренности с преподавателем в любое время. Лица, провалившиеся на экзамене, могли повторно приходить к преподавателю неограниченное число раз. При положительных ответах в зачетную книжку ставилась отметка «зачет» (балльной системы оценок на экзаменах в то время не было). Цена этой отметки, однако, была высокой. Для ее получения требовалось хорошее знание материала всего курса.

На каждом курсе был установлен свой минимум предметов, сдача экзаменов по которым позволяла перейти на следующий курс. Такая система вызывала недооценку некоторых предметов и появление большого числа «хвостистов», зато давала возможность сосредоточить внимание на изучении основных дисциплин.

Доц. П.В. Золотарев по курсам ОХТ и процессов и аппаратов экзаменовал студентов в своей лаборатории, не отрываясь от работы. Опрос по всему курсу продолжался в течение часа и более. Тяжелыми были и многие другие экзамены. Громадный описательный материал, излагавшийся на лекциях, нужно было весь держать в памяти. На строгий спрос на экзаменах студенты не обижались. Ошибаются те, кто считает, что популярность у студентов можно завоевать снижением требовательности при обучении и либерализмом на экзаменах.

Продолжение следует.

Рубрику ведет М. Таланова, зав. музеем ИГХТУ