Я РАБОТАЮ В ИГХТУ: КАК? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ?

"Химик"6(2189) 2018 Содержание

Интересное социологическое исследование провели аспиранты университета: опрашивая различные категории работающих в вузе (преподаватели, АУП, УВП и т.д.) они определили их мотивацию к труду. Сегодня мы публикуем первую часть результатов этого проекта – мотивация к труду административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала.

В современных условиях, ориентированных на модернизацию системы высшего образования, перед каждым вузом встает необходимость изучать новые технологии и системы управления, и родной Химтех не стал исключением. Учебный курс “Технологии управления научными исследованиями и коллективами”, который в течение целого семестра осваивали аспиранты, помог нам не только профессионально и личностно вырасти, но и подготовиться для решения будущих задач научно-исследовательской, преподавательской или (неизвестно, как жизнь повернется!) иной деятельности.

Одним из блоков этого учебного курса был социологический проект “Мотивация”, в рамках которого наша группа разработала и предложила анкету, направленную на выявление удовлетворенности административно-управленческого и вспомогательного персонала ИГХТУ различными сторонами жизни нашего университета. При составлении анкеты использовался перечень наиболее характерных показателей и критериев оценки: руководство, планирование, удовлетворенность персонала, использование ресурсов, влияние на общество, применение новаторских идей и др. Поскольку респондент не указывал ни фамилию, ни кафедру, факультет или отдел, где работает, сложилась база данных всех полученных ответов в целом по вузу.

К сожалению, активность сотрудников была невысока, но, тем не менее, все заполненные анкеты были обработаны, а результаты опроса были представлены на семинаре-сессии «Компетенции», проведенном в ИГХТУ в рамках конференции аспирантов с приглашением руководства вуза.
Среди респондентов 7,9 % относятся к управленческому аппарату, 10,5 % – к административному аппарату, и 81,6 % – к вспомогательному персоналу ИГХТУ. Примерно треть респондентов работают в университете до 10 лет, остальные посвятили ИГХТУ от 10 лет и более.

Результаты показали распределение сотрудников по мотивационным типам, описывающим характерное поведение человека в рабочей обстановке:

Инструментальный тип (30%)

Профессиональный тип (25%)

Патриотический тип (23%)

Хозяйский тип (3%)

Люмпенизированный тип (19%)

Каждый человек с точки зрения его мотивации к труду представляет собой сочетание в некоторых пропорциях пяти «чистых» мотивационных типов: инструментальный, профессиональный, патриотический, хозяйский и люмпенизированный.

Среди АУП и УВП преобладают три основных типа мотивации. Большинство работников нашего вуза (30%) принадлежит к инструментальному мотивационному типу, который характеризуется выраженным интересом именно к цене труда, а не его содержанию.

Персонала, относящегося к профессиональному и патриотическому типам, в ИГХТУ примерно равное количество – 25% и 23% соответственно. Для профессионального типа важны содержание работы и профессиональное признание. Патриотическому же типу мотивации необходимо общественное признание заслуг.

Как известно, каждому мотивационному типу соответствует особая форма стимулирования, которая позволит наиболее эффективно мотивировать персонал к продуктивной работе.

Работникам, относящимся к инструментальному типу мотивации, для более продуктивной работы требуется, в первую очередь, денежная стимуляция. Вследствие этого, резонно предложить такие меры, как увеличение базовой заработной платы и совершенствование системы надбавок и премий. Для профессионального мотивационного типа особенно важны условия работы. Здесь не обойтись без ремонта и оснащения рабочих помещений, покупки современной компьютерной техники и лабораторного оборудования. Сотрудникам же, которые относятся к патриотическому типу мотивации, необходимо, прежде всего, моральное стимулирование. Это означает, что такой тип людей нуждается в общественном признании своих заслуг и успехов в труде. В данном случае будут эффективны такие меры, как вручение грамот, почетных знаков, представление к наградам и пр.

Интересно отметить, что результаты проведенного анализа полностью согласуются с теми комментариями, замечаниями и вопросами, которые оставили респонденты в заключительной части опроса («Работая в вузе, не хочется ощущать резкого разделения между преподавателями и сотрудниками со стороны администрации по вопросам поощрения труда», «Когда же все-таки уделят внимание УВП и будут оплачивать их работу достойно?», «Хочется комфортных условий для работников, в частности, хорошее отопление в зимний сезон, остекление учебно-лабораторного корпуса» и т.д.) .

Таким образом, проведенная нами работа по анкетированию административно-управленческого и вспомогательного персонала ИГХТУ позволила выявить три основных мотивационных типа данной категории работников, а также составить рекомендации по наиболее эффективному стимулированию сотрудников к труду. По нашему мнению, для реализации предложенных выше методов стимулирования работников в ИГХТУ следует ввести систему эффективного контракта для административно-управленческого и вспомогательного персонала. Приведенные рекомендации помогут в создании определенной системы стимулов, которая будет поддерживать стабильность хорошей работы сотрудников и способствовать ее улучшению.

Актуально проводить подобные исследования раз в три-пять лет для выявления новых тенденций и мониторинга эффективности применяемых мер стимулирования.

Волкова М.А. асп. каф. ОХТ., Ксенофонтова К.В. асп. КНХ, Макаров В.В. асп. КОХ