«Двое пашут, а семеро руками машут»

"Химик"7(2190) 2018 Содержание

Продолжаем публикацию результатов социологического исследования в рамках проекта «Мотивация».

Сегодня – о мотивации к труду профессорско-преподавательского состава ИГХТУ.

Мне, как слушателю учебного курса «Технологии управления научными исследованиями и коллективами», который проводит проректор по научно-исследовательской работе Е.В. Румянцев для аспирантов и магистрантов, хочется отметить направленность данного курса на подготовку будущих сотрудников к преподавательской, научно-исследовательской, менеджерской и даже финансовой деятельности внутри вуза, а также в смежных по специфике организациях. Но если подрастающее поколение только готовится к будущей деятельности, овладевая знаниями по технологии управления, то как же обстоит дело с теми, кто уже много лет работает в качестве преподавателя в нашем родном Химтехе?

Для ответа на данный вопрос в рамках вышеозначенного курса был запущен проект «Мотивация», частью которого стал разработанный нами опрос для ППС на тему их мотивации к труду в стенах ИГХТУ, их удовлетворенности материальными, социальными и прочими аспектами жизни внутри организации и коллектива.

Как уже отмечали мои коллеги в первой части обсуждения результатов проекта «Мотивация» (см. «Химик» №6 от 25.01.2018), добровольность участия в данном опросе привела к невысокой активности респондентов, что уже говорит об инертности коллектива к новым веяниям и, естественно, является негативным показателем работы.

Как показал опрос, профессорско-преподавательский состав достаточно противоречив в своем видении жизни и работы вуза, т.к. обладает большой персональной ответственностью за свою деятельность, но при этом не уверен в достаточной ответственности коллег, и это говорит о низком уровне взаимодействия между сотрудниками структурных подразделений.

Вот как охарактеризовали респонденты работоспособность своих коллег с помощью русских народных поговорок:

  • Кто в лес, кто по дрова (6,4 %)
  • Гуртом и батьку хорошо бить (4,3 %)
  • Вместе воевать – вместе горевать (12,8 %)
  • Все едят, да не все работают (27,7 %)
  • Двое пашут, а семеро руками машут (29,8 %)
  • Берись дружно, не будет грузно (17 %)
  • А воз и ныне там (2,1 %)

Однако стоит отметить и положительные моменты, выявленные в ходе опроса. Так, например, важными компонентами организационной культуры и важными корпоративными ценностями нашего вуза большинство респондентов считает качество образования, профессионализм и престижность ИГХТУ.

Достаточно интересны мотиваторы работы ППС, основными из которых являются любовь к профессии, желание передать знания студентам и персональная ответственность за это, интерес к научной работе, стабильность и уверенность в своем завтрашнем дне в вузе.

Основными демотиваторами работы в вузе респонденты называют: низкий уровень оплаты труда, пассивность студентов к обучению, бюрократизм, низкую материально-техническую оснащенность, недостаточное взаимодействие между структурными подразделениями вуза.

В качестве рекомендаций для повышения мотивации к труду профессорско-преподавательского состава ИГХТУ и удовлетворенности его деятельностью в университете можно предложить:

  • провести работу в плане развития корпоративности (тимбилдинг);
  • повысить информированность ППС о наличии и распределении материальных и материально-технических средств.

М. Баранников, асп. каф. ХиТВМС, К. Смирнова, асп. каф. ТП и МЭТ