Открываем мир с новых сторон

"Химик"8(2191) 2018 Содержание

ИГХТУ открыл двери для всех желающих в «Открытую лабораторную»

10 февраля для входа в главный корпус не требовался студенческий билет: двери ИГХТУ были открыты и для тех, кто хранит этот документ среди старых безделушек, и для тех, кто еще даже не знает, что это такое. Университет стал первой ивановской площадкой для проведения «Открытой лабораторной». Не стоит беспокоиться за сохранность реактивов – в этот день мир изучали гораздо шире, чем с точки зрения химии.

Это мероприятие, которое проводится по всей нашей стране в рамках Дня российской науки, является научно-популярным проектом, призванным привлечь к образованию как можно большее число людей. Для участия нет абсолютно никаких ограничений, желательно только, чтобы «лаборант» умел читать и писать. Как оказалось, ивановцы с охотой пробуют новое: в ИГХТУ пришло более двух сотен человек, среди которых были представители самых разных возрастов и областей деятельности.
В течение получаса все участники-«лаборанты» – от школьников до пенсионеров - отвечали на вопросы, охватывающие обширный спектр естественных наук, затем разбирали задания с «завлабом», а после имели возможность еще немного расширить свой кругозор, прослушав популярную лекцию о химии. Звучит не очень интересно? Если вы ответили «да», то уже допустили ошибку.

Организаторы «Открытой лабораторной» не боятся сокращенно называть ее «лабой». От настоящей серьезной «тезки» она отличается тем, что не требует от лаборанта никакой подготовки. Все оборудование – ручка и бланки с заданиями – выдавалось на месте, а сообщать о своих результатах предлагали только тем, кто этого хотел. Единственным листом, который попросили сдать, был «Дополнительный бланк». Хотя в него и заносились итоговые ответы, эти данные организаторы использовали исключительно для статистики; подписать бланк предлагали даже псевдонимом. «Лабораторный журнал» – вот самый важный атрибут «лаборанта», где указан ход работы. Сама работа состояла из пяти «этапов». В «Рениксе» нужно было оценить правдивость утверждения, в «Вашей версии» и «Лаборатории» попробовать применить знания к жизненной практике. Рубрика «Масштаб явлений» проверяла представления о материальной составляющей мира, а «Диктант» напоминал о важности гуманитарных наук.

«Лабораторный журнал» содержал вопросы и два поля для ответов: своих собственных и правильных. Так, каждый «лаборант», придя домой или к друзьям, мог сам стать «завлабом», распространяя «свет знаний». Область для правильных ответов оказалась самой востребованной: во время разбора «лабораторной» некоторые серьезные взрослые люди не скрывали первоначального возмущения. Правда, чувство было недолгим: «завлаб» - профессор, заведующий кафедрой органической химии ИГХТУ Павел Анатольевич Стужин неоспоримо и доступно объяснял, казалось бы, невообразимые факты, комментируя каждый вопрос и сопровождая презентацией. «Лаборанты» в это время удивлялись, узнавали новое и считали свои баллы.

Те, чей результат оказался выше, не постеснялись поделиться успехами и по окончании «лабы» получили «грант» в виде фирменных химтеховских календарей. Интересно, что выиграли не сухие знания, а взаимоподдержка, позитив и нестандартный взгляд на мир: самыми удачливыми «лаборантами» стала компания одноклассников, которые весело провели время, отвечая на вопросы совместно.

Кому-то новой информации хватило на много дней вперед, но были и такие, чей познавательный аппетит только разыгрался. Для них по окончании «лабы» выступил доцент кафедры неорганической химии Ю.С. Марфин с научно-популярной лекцией. Из нее стало понятно, почему в ИГХТУ изучают на первый взгляд абсолютно разные вещи и как все это связано с нашей повседневной практической жизнью.

Каждый сам сделает выводы по результатам собственной «Открытой лабораторной», но в общем случае подойдет и вывод «по цели». В ходе работы все гости ИГХТУ узнали новые факты, проверили логику и интуицию, открыли мир с новых сторон и заинтересовались тем, о чем раньше и не задумывались. И, конечно, захотели прийти в наш университет еще раз, чтобы принять участие в следующем научно-популярном проекте!

Н. Батова, студ. гр. 3/9