Но выстоял бессмертный Сталинград...
Враг был силен. Тем больше наша слава.
К. Симонов
В преддверии Дня Защитника Отечества нельзя не обратиться к героическим страницам истории нашего вуза. В эти дни исполняется 100 лет со дня создания Рабоче-Крестьянской Красной Армии, возникшей в суровых условиях иностранной интервенции и гражданской войны. Пройдя тяжелые испытания в боях, на студенческую скамью Иваново-Вознесенского политехнического института сели бывшие красноармейцы, среди преподавателей ИВПИ были те, кто с оружием в руках защищал Советскую власть. Согласно Постановлению ЦИК и Совнаркома СССР 20 августа 1926 года в Иваново-Вознесенском политехническом институте была создана военная кафедра. На Химическом факультете была открыта допризывная военная подготовка по химическому направлению. Целью военной подготовки являлось предварительное обучение студентов для замещения должностей начальствующего состава РККА, занятия проводились по программам, разработанным Управлением военно-учебных заведений Главного управления кадров Красной Армии. Студенты проходили учебные сборы в войсках.
После реорганизации ИВПИ с 1931 года военная кафедра химико-технологического института готовила технический состав войск химической защиты. По окончании института инженерам присваивалось звание «младший воентехник». Когда грянула Великая Отечественная война, на защиту Отечества встали студенты, сотрудники и преподаватели ИХТИ. Многие из них ушли на войну добровольцами, воевали на всех фронтах, принимали участие в боевых сражениях. Большинство выпускников, преподавателей и сотрудников ИХТИ участвовало в боевых действиях в составе рот химической защиты дивизий РККА…
2 февраля наша страна отметила еще одну знаменательную дату – 75-летие Победы в Сталинградской битве. У берегов великой русской реки Волги фашистской Германии и её союзникам был нанесен удар, от последствий которого они уже не смогли оправиться. В Битве за Сталинград принимали участие преподаватели и сотрудники нашего вуза П.А. Коршунов, А.Н. Куракин, Н.Г. Клемин, Д.И. Рыков, Д.З. Рехтер, А.Н. Столяров, Н.П. Чуприн, многие студенты.
Аспирант ИХТИ Александр Куракин был мобилизован в декабре 1941 года и назначен помощником по технической части 505-й отдельной роты химической защиты 49-й стрелковой дивизии. В августе 1942 года дивизия была срочно переброшена под Сталинград. Вот короткие строки из воспоминаний Александра Николаевича Куракина, который прошел всю войну, вернулся в вуз и проработал до 1994 года (вплоть до своей кончины) доцентом кафедры аналитической химии.
За этими строками – трагедия, боль, неизгладимые в памяти картины войны…
«Уже в пути мы получили ясное представление об исключительной напряженности боев в городе и вокруг него. Нашей дивизии был дан приказ выбить немцев со станции Кузьмичи, расположенной северо-западнее Сталинграда. Позиции немцев на этой станции были надежно укреплены мощными огневыми средствами (артиллерией, минометами, танками). Поэтому станцию взять не удалось. Через несколько дней боев от нашей десятитысячной дивизии осталось три-четыре тысячи тыловиков. Среди погибших и раненых было немало моих друзей и знакомых. На всю жизнь остались воспоминания о яростных бомбардировках вражеской авиации. Днем и ночью над нами висели немецкие «Юнкерсы», «Фокке-вульфы», «Мессеры». Окопы защищали нас надежно, и урон от бомбежек был невелик. По-видимому, немцы рассчитывали на устрашение, на подавление морального духа наших войск. Часто вместо бомб самолеты сбрасывали на нас дырявые железные бочки и велосипедные колеса, которые летели с высоты с пронзительным воем! Время стояло очень холодное, и немцам, одетым в легкие шинельки, приходилось туго. Они кутались во всевозможное тряпье, но это мало помогало, и среди них было много обмороженных. Продовольствие им сбрасывали с самолетов, но часто посылки падали к нашим бойцам. Моральный дух немцев к этому времени резко упал. Схваченные нашими бойцами, они уже не орали «Хайль, Гитлер!», а униженно бормотали «Гитлер, капут!». В декабре немецкие солдаты толпами бродили по заснеженной сталинградской степи и у всех спрашивали: «Где есть рус плен?».
Студентки 4-го курса ИХТИ Вера Цветкова, Нина Кашинцева и Таня Васикова ушли на фронт добровольцами зимой 1942 года. Попав в одно из соединений, действовавших на харьковском направлении, летом они оказались в окружении. Вот что писала Вера Цветкова в своих воспоминаниях.
«Шли всю ночь. Утром дошли до какого-то населенного пункта, до вишневых садов. Там и свалились с ног, усталые и голодные. Эти сады немецкие бомбардировщики вскоре сравняли с землей. Наше счастье, что удалось отползти в какие-то огороды. Добрались до города Калач, оттуда всех направляли на переформирование в Сталинград, который через месяц тоже стал фронтом. Здесь нас поставили на учет, выдали продовольственный аттестат, жить расположились прямо на бульваре, недалеко от универмага, где впоследствии был пленен Паулюс. Город был наводнен эвакуированными, и мы квартиры не нашли, да и не искали, так как были очень измученные и грязные… Было лето, тепло, отмылись в Волге. Хотелось только одного – скорей в действующую армию! Часть, в которую мы получили назначение, находилась у Сталинграда. 23 августа 1942-го – особенно памятный день. Непрерывные налеты немцев. Сталинград горел, весь! Казалось, что горит всё, что было в нём, ничего не осталось целого и живого. Никакие фильмы и рассказы не могут передать трагедии этого Великого города. В сентябре я попала в госпиталь с брюшным тифом, который осложнился воспалением мозга. Месяц была без сознания, с параличом речи и конечностей. Выжила! Когда пришла в сознание, весила 32 кг… Долечиться окончательно не пришлось – надо было возвращаться на фронт».
Вспоминая в эти дни о победе в Битве за Сталинград и отмечая знаменательную дату создания Красной Армии, мы отдаем дань памяти всем химтеховцам, сражавшимся на фронтах Великой Отечественной войны и отстоявшим свободу и независимость нашей Родины.
М. Таланова, зав. музеем ИГХТУ