МХК "ЕвроХим": сотрудничеством довольны!
Около 50 предприятий различных отраслей промышленности прислали своих представителей на традиционную ежегодную «Ярмарку вакансий». Такой «спрос» на выпускников нашего университета не может не радовать. Пожалуй, самым многочисленным оказался «десант» международной холдинговой компании «ЕвроХим»: в работе «Ярмарки вакансий» в 2018 году участвуют 12 представителей пяти различных предприятий этого холдинга: это ООО «Промышленная группа «Фосфорит», ООО «Белореченские минудобрения», АО Новомосковская акционерная компания «Азот», АО «Невинномысский Азот», АО «Тулагипрохим». Возглавил эту «мощную» делегацию руководитель по работе с персоналом дивизиона «Удобрения» МХК «Еврохим» Владимир Генрихович Барановский.
С АО «МХК «ЕвроХим» наш вуз связывают партнерские отношения, начавшиеся еще в 2010 году. Многие выпускники нашего университета сделали успешную карьеру в «ЕвроХиме»: стали руководителями направлений производства (Глаголев О.Л.), начальниками или заместителями начальников производств и цехов (Смирнов А.С., Давыдкин П.А., Никифоров А.Н., Гусаров А.В., Никитин Д.В., Михеев В.А., Грибов И.А.), начальниками отделов, ведущими специалистами, начальниками смены и т.д. Только за последние пять лет более 60 выпускников ИГХТУ были приняты на работу на различные предприятия «ЕвроХима» и нет ни одного из них, кто остался бы на рабочей должности!
Ежегодно предприятия «ЕвроХима» принимают на практику наших студентов – в 2017 году практику на различных производствах этого холдинга прошли 43 человека, и многие из них хотят связать свою дальнейшую трудовую деятельность именно с этой крупной компанией.
На информационных встречах со студентами ИГХТУ наши гости в деталях рассказали о своей компании, которая лидирует в России, входит в первую тройку европейских и в ТОП-10 мировых компаний по производству минеральных удобрений.
Значимым событием в развитии партнерских отношений стало подписание Соглашения о продлении сотрудничества между нашим вузом и МХК «ЕвроХим».
На встрече представителей предприятий холдинга с руководством вуза, деканами и заведующими выпускающими кафедрами обсуждались такие важные вопросы стратегического партнерства, как участие ведущих специалистов предприятия в образовательном процессе, включение новых обучающих форм (вебинары, онлайн-трансляции, мастер-классы и т.д.), адаптация лекционного и лабораторного курса к реальным производственным процессам, возможные формы повышения квалификации, расширение образовательного процесса за счет учащихся колледжей и профильных классов и др.
Мы задали несколько вопросов В.Г. Барановскому – руководителю делегации МХК «ЕвроХим».
– Владимир Генрихович, сотрудничество «вуз-предприятие» может и должно быть многоканальным. Какие Вы видите пути и формы такого взаимодействия?
– Я полностью поддерживаю идею многообразия во взаимодействии «вуз-предприятие». Нам, как производственникам, важно чтобы вуз актуализировал свои образовательные программы, учитывал современные технологические решения и тенденции. Учебный процесс должен быть приближен к реалиям производства – это необходимое условие. Мы готовы помочь вам, вузовским преподавателям, понять – какие проекты по техническому развитию реализуют производственные предприятия, какие новые технологии становятся актуальны, востребованы рынком. И здесь возможны самые различные формы – и дистанционные, с использованием интернет-технологий, и практико-ориентированные, например, выпускные квалификационные работы, основанные на реальных потребностях предприятий.
– Мы готовим студентов в соответствии с ФГОСами, стараемся выработать определенный круг профессиональных компетенций. А что в этом направлении делают промышленники?
– Сейчас мы принимаем активное участие в разработке профстандартов для профессий химической отрасли. Я являюсь членом такой рабочей группы при Российском союзе промышленников и предпринимателей. В неё, кроме «ЕвроХима», входят представители, по сути, всех основных производителей минудобрений – «Уралхим», «Акрон», «ФосАгро», «Уралкалий», «Куйбышевазот», «Тольяттиазот» и др. Мы вырабатываем те требования, которые должны предъявляться к специалисту той или иной профессии. У нас в разработке находятся около 20 профстандартов применительно к нашей отрасли. Есть и т.н. «сквозные» профессии, есть смежные, возникающие на стыке отраслей, то есть мы создаем такой своеобразный «банк» профстандартов, который, надеемся, вскоре заработает.
– Во всех вузах, и в нашем, разумеется, действует многоуровневая система образования. Для предприятия какие выпускники предпочтительнее – бакалавры или магистры?
– Действительно, мы уже сталкивались и с выпускниками бакалавриата, и магистратуры. Моё личное мнение – для предприятия предпочтительнее бакалавр, которого мы, посмотрев его «в деле», затем сможем доучить в магистратуре (очно или очно-заочно) для нужд своего производства. Тем самым мы получаем уже «осознанные» кадры, которые обладают и необходимым уровнем профессиональной подготовки, и соответствующей квалификацией.
– Что бы Вы пожелали выпускникам и всем студентам?
– Пусть я скажу прописные истины, но я их должен сказать. Сегодня, как никогда, возрос спрос на выпускников технических вузов. Пусть это не инженеры (в прежнем понимании), но «технари», которые остро нужны на современных производствах. К сожалению, уровень их подготовки не всегда соответствует требованиям высокотехнологичного производства, не все выпускники (пусть и с дипломом о высшем образовании) обладают практическими навыками. Современные технологии требуют мультидисциплинарности работников, понимания смежных областей деятельности. К тому же технологические компетенции быстро развиваются, поэтому образование специалиста должно быть непрерывным. Ведь не случайно сказал Эйнштейн: «Жизнь как движение велосипеда: чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться».
– И последний вопрос. Вы впервые в нашем университете. Ваше впечатление об ИГХТУ?
– Мне понравилась отличная атмосфера университета, серьезный уровень технической оснащенности лабораторий, высокий уровень компетенций руководства и преподавательского состава. По-моему, вам удалось создать условия, в которых студенты могут приобретать качественные знания и в дальнейшем успешно применять их на производстве. Это очень важно для наших предприятий.
Интервью подготовила Т. Устинова