Финансовая открытость – принцип руководства
В последнее время слова «план», «планирование» снова очень прочно входят в нашу жизнь: стратегические планы развития, «дорожные карты», планы финансово-хозяйственной деятельности и т.д. Рассказать, как планируется и осуществляется финансово-хозяйственная деятельность в университете, мы попросили начальника финансово-экономического управления ИГХТУ Н.М. Петрову:
– Всё чаще в стенах университета звучит словосочетание «государственное задание», поясните – что же это такое?
– Это понятие введено в бюджетную систему в 2010 году. Объем государственного задания в количественном выражении определяется количеством обучающихся на всех формах, в стоимостном выражении – размером субсидии, выделяемой учредителем для выполнения поставленного задания. Работа университета сегодня во многом определяется величиной государственного задания.
В настоящее время Правительство РФ Постановлением №640 от 26.06.2015 определило порядок, регламентирующий объемы, качество и период выполнения государственного задания.
Все направления подготовки обучающихся разделены на 3 группы в зависимости от особенностей осуществления учебного процесса (требований к квалификации преподавателей, наличию специального оборудования, библиотечного фонда и т.д.). Состав показателей затрат каждой стоимостной группы одинаков и содержит затраты на заработную плату основного и неосновного персонала, содержание зданий и сооружений, приобретение основных средств, организацию практики студентов, повышение квалификации преподавателей и т.д., однако стоимостное выражение этих показателей в каждой группе различно. В соответствии с нормативными документами учредителя стоимость обучения бакалавра 1-й группы (например, направления «Экономика») составляет 89,9 тыс. руб., 2-й группы (например, направления «Химическая технология») – 102,9 тыс. руб., 3-й группы (для нашего вуза это направление «Культурология») – 155,4 тыс. руб.
Таким образом формируется так называемое нормативно-подушевое финансирование вуза.
– Что это означает на практике?
– На подготовку каждого обучающегося в университете по бюджетной форме учредитель выделяет определенную сумму денежных средств в соответствии с направлением подготовки. Соответственно, чем больше студентов обучаются в университете, тем больше объем субсидии на выполнение государственного задания.
Необходимо отметить, что само понятие «субсидия» означает не полное покрытие издержек учреждения, а лишь частичное, в нашем случае – 60% от объема средств, затрачиваемых ежегодно на осуществление деятельности университета в целом.
– Каким образом покрывается недостающая часть расходов?
– В соответствии с Уставом университет вправе осуществлять деятельность на платной основе (приносящая доход деятельность). Дополнительные средства поступают от обучения коммерческих студентов, выигранных грантов, заключенных хозяйственных договоров, оказанных услуг научно-производственного характера.
Таким образом, доходы университета складываются из двух групп – субсидия на выполнение государственного задания (стоимость подготовки бюджетных студентов) и приносящей доход деятельности. Никаких дополнительных средств, например, на оплату коммунальных услуг, социальную сферу (санаторий-профилакторий, спортивный лагерь и т.д.), не выделяется. Кроме того, что важно отметить, большой объем средств университет затрачивает на исполнение требований и предписаний надзорных органов, связанных с безопасностью, террористическими угрозами, пожарной системой.
– Как происходит планирование деятельности университета?
– Деятельность университета осуществляется в условиях постоянного дефицита денежных средств. Исходя из объемов полученной субсидии и планового поступления средств от приносящей доход деятельности, составляется план финансово-хозяйственной деятельности, в котором в расходной части необходимо учесть потребности всех подразделений, выполнение обязательств университета для бесперебойного функционирования всего комплекса зданий и сооружений и эффективной деятельности университета в целом.
– Как учредитель оценивает эффективность деятельности подведомственных учреждений?
– Учредителем ко всем подведомственным учреждениям предъявляются требования по выполнению ряда показателей, таких как заработная плата, численность и качество кадрового состава, объем приносящей доход деятельности, соблюдение нормативных требований, сроков сдачи отчетности и т.д.
Конечно, одним из основных показателей эффективности нашей работы является выполнение «майских Указов» Президента РФ, в частности №597 от 07.05.2012 г. по повышению заработной платы профессорско-преподавательскому составу, научным сотрудникам. Согласно этому Указу, средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников должна составлять в 2018 году 200% от средней заработной платы по региону. (Прим. ред. В 2018 году размер средней заработной платы по нашему региону определен в размере 21 626 рублей).
Министерство ежегодно составляет и публикует рейтинг качества финансового менеджмента подведомственных учреждений. Данный рейтинг включает в себя оценку университета по ряду показателей качества планирования деятельности, достижения стратегических показателей, финансовой устойчивости, качества исполнения нормативных правовых актов. По итогам 2016 года ИГХТУ занимает 40 место из 229 вузов.
– Возможно ли получение дополнительного финансирования?
– Да. В университете ведется активная проектная деятельность. Ежегодно мы участвуем в различных конкурсах, проводимых Министерством, на получение дополнительного, целевого финансирования. Так, нами были получены средства на закупку оборудования, проведение капитальных ремонтов, повышение качества финансового менеджмента, подготовку кадров для ОПК.
– Какие финансовые перспективы у нашего университета?
– На сегодняшний день вузы перестали быть просто центрами обучения. С точки зрения учредителя вуз должен быть корпорацией, а значит, его существование зависит от успешной деятельности по всем направлениям. В условиях существующих финансовых ограничений наш ректор ставит задачи всем подразделениям по повышению эффективности работы и оптимизации издержек. Соответственно, каждый руководитель должен проанализировать работу своего структурного подразделения, свои штаты, работу каждого сотрудника, предложить варианты повышения эффективности деятельности, стратегического развития подразделения. Ответственная и результативная работа каждого сотрудника приведет к повышению востребованности университета на рынке образовательных услуг, научно-производственной деятельности и, как следствие, к процветанию университета.