Истинное золото Химтеха

"Химик"20(2202) 2018 Содержание

Новая большая победа – четверо замечательных преподавателей-химиков ИГХТУ завоевали «золото» проекта «Золотые имена высшей школы», инициируемого Межрегиональной общественной организацией «Лига преподавателей высшей школы». К участию в данном конкурсном проекте, направленном на выявление наиболее значимых имен вузовских преподавателей, было подано 862 заявки из 178 образовательных организаций из 69 регионов страны. И мы – на вершине этого списка! Сегодня остановимся на двух золотых именах – Юрия Александровича Жабанова, доцента кафедры физики, победившего в номинации «За внедрение инновационных методик преподавания», и Юрия Сергеевича Марфина, доцента кафедры неорганической химии, и.о. проректора по научной работе (номинация «За развитие студенческого научного, конкурсного и олимпиадного движения»).

«В школьные и студенческие годы я мечтал, стремился стать инженером, – рассказывает Ю.А. Жабанов, – правда, перед глазами был иной пример – все члены моей семьи – учителя, но техническое творчество привлекало меня с раннего детства, от увлечения я отказываться не хотел. В старших классах занимался в судомодельном кружке, часто представлял, что в будущем стану изобретателем, который представит миру новые, полезные устройства и инструменты. Мечту я исполнил, поступив в ИГХТУ. После первой же лекции профессора Г.В. Гиричева мне захотелось заниматься научной работой в его лаборатории. И снова желание сбылось – со второго курса я уже постигал науку в лаборатории молекулярных параметров под руководством профессора С.А. Шлыкова. Прошли годы, я оказался в аспирантуре и именно там понял, что наука и образование неразделимы. Так я стал еще и преподавателем».

По словам Юрия Александровича, важная задача преподавателя – заинтересовать студента своей дисциплиной, показать, что учеба – занятие далеко не скучное, а очень даже интересное. «Еще обучаясь в школе, – продолжает Юрий Александрович, – я подметил, что продуктивнее удавалось давать знания тем учителям, которые не ставили себя значительно выше учеников, а общались с ними наравне. В нашем вузе, как мне кажется, все преподаватели слышат и понимают студентов. У каждого преподавателя есть свои интересные и нестандартные методики работы, которые позволяют им увлечь ребят своими занятиями».

Работа Юрия Александровича увлекла не только его студентов, но и членов конкурсной комиссии, которые отметили его преподавание наиболее прогрессивным. «Одна из моих методик – геймификация (обучение в командах), – пояснил Ю.А. Жабанов. – Кроме того, я думаю, что побеждать хочет каждый человек, поэтому устраиваю студентам битвы за баллы, кого-то это здорово мотивирует к получению знаний. Также я уверен (и не раз это проверял), что уместная и умная шутка вызывает положительные эмоции, а значит, вызывает и позитивные впечатления у студентов от занятий. Конечно, не все мои методики абсолютно авторские, существует литература об интересных способах преподавания, также много нового можно узнать на методических конференциях, да и просто из общения с коллегами – важно не закрываться, а делиться опытом друг с другом».

Для участия в данном конкурсе Ю.А. Жабанова рекомендовал Ученый совет нашего университета, и данная кандидатура вполне оправдана, ведь Юрий Александрович – способный молодой исследователь, владеющий современными теоретическими методами исследования структуры свободных молекул, неоднократно побеждавший на различных конференциях молодых ученых, это инициативный, ответственный и исполнительный человек, обладающий целым рядом прекрасных качеств, чем заслужил отличную репутацию у широкого круга людей в вузе и не только. В ноябре 2013 года он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата химических наук. С февраля 2014-го года работает в должности доцента кафедры физики ИГХТУ. Юрий Александрович имеет опыт руководства исследовательскими работами, поддержанными отечественными фондами: РФФИ, совета по грантам Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых, РНФ. В 2016-м он создал на базе ИГХТУ кластер практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников «ИННОВАЦИЯ», в результате работы которых популяризуется творчество в научно-технической сфере, повышается качество профессионального отбора и поддержки талантливой молодежи по инженерно-техническим направлениям.


Юрию Сергеевичу Марфину участвовать в данном конкурсе предложило руководство вуза, обозначив номинацию, в которой он мог быть наиболее конкурентоспособен. «Для участия в конкурсе я подготовил подробное описание тех проектов, которые в рамках своей работы делал или делаю в университете, перечень своих научных и общественных достижений, а также рекомендательные письма, – рассказывает Юрий Сергеевич. – Последнее – самое приятное, так как мою работу отметили не только в вузе, но и в департаменте образования, коллеги из организаций, с которыми сотрудничаем, и, что самое важное для меня, студенты – члены научной группы, мои дипломники и ученики, за что им отдельное спасибо». В «педагогическом» портфеле Ю.С. Марфина такие проекты, как «Летняя школа юных химиков», Областной конкурс юных химиков, Балтийский конкурс школьников и многие другие.
По словам Юрия Сергеевича, он всегда старается быть в курсе основных конкурсных мероприятий, проводимых в России и за рубежом, тех изменений, которые происходят в науке и образовании сегодня.

Причем конкретных идей коллег он старается не заимствовать – своих вполне хватает, но к сотрудничеству, позволяющему добиться синергетического эффекта, всегда открыт.

«В студенческие годы я не был каким-то выдающимся участником конкурсного или олимпиадного движения, во всяком случае, в сравнении с моими одногруппниками или другими студентами факультета фундаментальной и прикладной химии, – продолжает Юрий Сергеевич, – поэтому мой случай нельзя считать особенным, это результат системной работы, построенной в университете. Мне кажется, что участие в конкурсах грантов ИГХТУ, конкурсах на повышенную стипендию дало мне понимание внутренних механизмов работы конкурентной среды, которая сейчас существует в науке. Что финансирование можно получить, только прикладывая постоянные усилия по получению новых результатов, и, что важно, их публикации в разных источниках. Что победить в каком-то конкурсе можно только, предварительно проиграв в двух предыдущих, но получив от этого опыт и нужные навыки по подготовке заявок. Изменения, к которым я стремлюсь или осуществляю в своей работе, находятся в духе времени и контексте развития современного образования: развитие участия в конкурсах академической мобильности, активное вовлечение студентов в выполнение работ над реальными финансируемыми НИР, раннее приобщение студентов (порой даже не студентов, а школьников) к научной деятельности, смещение акцента в конкурсах с фундаментальной науки на прикладные исследования, т.н. стартапы. Научная база нашего университета значительно развита, это, в частности, помогло добиться победы в данном конкурсе. Мало иметь хорошую идею по привлечению школьников к науке или организации заграничной стажировки студента - нужно иметь ресурсы, фундамент для ее воплощения. Такие ресурсы в виде сложившегося научного коллектива, высококвалифицированных и мотивированных коллег-преподавателей, как и студентов, у нас есть. И это вдохновляет».

«Золотые имена высшей школы» – очень верным эпитетом «обрамили» имена победителей инициаторы данного проекта, ведь золото не окислится и не заржавеет, как и педагогические таланты и умы наших замечательных химтеховских преподавателей!

Т. Щапова, спецкор. «Химика»