Педагог и руководитель высшей пробы

"Химик"22(2204) 2018 Содержание

Продолжаем рассказ о преподавателях ИГХТУ – победителях конкурса «Золотые имена высшей школы»

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.
В. Ключевский

– Георгий Васильевич, Вы не раз отмечались победой в нашем вузовском конкурсе «Любимый преподаватель глазами студентов», ребятам на Ваших занятиях очень интересно, они зачастую и на перерыв не хотят Вас отпускать. В чем причина такой студенческой любви и интереса к Вам?

– Эта любовь взаимная. И еще – ответственность за порученное тебе дело. Человек рожден для того, чтобы повториться в своих детях, своих молодых последователях. Не нужно стесняться делиться с ними тем, что имеешь, в том числе, и знаниями – самым ценным, что у нас есть. И, конечно, видеть в них себя.

Только первоклассный педагог и руководитель мог ответить на данный вопрос таким образом и, к тому же, стать победителем проекта «Золотые имена высшей школы» в номинации «За подготовку научных и педагогических кадров». И этот замечательный преподаватель и человек – доктор химических наук, профессор, заведующий кафедрой физики ИГХТУ, заслуженный работник высшей школы РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, член РАЕН, действительный член Норвежской академии наук Георгий Васильевич Гиричев.

Под руководством Георгия Васильевича защищены более 20 кандидатских и докторских диссертаций. В их числе – два наших талантливых доктора химических наук – Н.В. Белова, декан факультета неорганической химии и технологии, и С.А. Шлыков, заведующий кафедрой физической и коллоидной химии. Кроме того, в числе победителей этого же конкурса «Золотые имена высшей школы» в номинации «За внедрение инновационных методик преподавания» оказался и ученик Г.В. Гиричева Юрий Александрович Жабанов (о нем мы рассказывали в предыдущем номере «Химика»). И именно первая лекция Георгия Васильевича, на которой оказался студент-первокурсник Юрий Жабанов, определила его судьбу – он захотел заниматься наукой на кафедре физики.

Мы побеседовали с Георгием Васильевичем о том, насколько это здорово: осознавать, что ученики достигают огромных высот и оказываются с учителем в одном победном списке, как вырастить докторов наук и на многие другие темы.

– У нас талантливая молодежь. Когда-то в разговорах со студентами о жизни, об учебе родилась формула – «всё новое должно быть лучше старого, иначе это будет ошибка природы». Это справедливо и в случае всех тех, кого я могу назвать моими учениками. В Юре Жабанове природа не ошиблась. А победа, о которой Вы говорите, это его победа. Он талантливый парень, и его ждет большое научное будущее. Но главное то, что он умеет видеть Человека в стоящем перед ним. А это означает, что он, как и я, в лаборатории в одиночестве не останется. Что касается Наташи Беловой и  Сергея Шлыкова, то причина их огромного роста в них самих, в их умении работать в команде, в ответственности и стремлении к совершенству при решении поставленной перед ними задачи.

Лабораторию электронографии, которой руководит профессор Г.В. Гиричев, можно назвать «кузницей кадров» для ведущих европейских научных центров. Многие его ученики – недавние студенты, затем аспиранты, молодые ученые проходили обучение и стажировку за рубежом: ныне доктора наук Н.В. Белова, В.В. Слизнев, С.А. Шлыков, кандидаты наук Ю. Жабанов, Н. Твердова, О. Пименов, Д. Савельев, аспиранты А. Отлётов, А. Симаков, В. Соколов, А. Затула, А. Тутукин, а некоторые и сейчас продолжают работать в ведущих научных центрах мира: д-р Д. Шорохов (группа Нобелевского лауреата Р. Маркуса, Калифорнийский технологический университет, США), д.х.н. Н. Фогт-Субботина (университет г. Ульм (Германия), д-р В. Рыбкин (университет г. Цюрих, Швейцария). Как считает сам Георгий Васильевич, «главное – это найти интересную тему, пригласить помощников и не лениться, работать вместе с ними. И не нужно пытаться из них кого-то сделать. Нужно просто помогать им расти, не жалея при этом и своего времени, и своих знаний. А природа сама сделает выбор».

Семейному примеру родителей-ученых – Георгия Васильевича и его жены, Нины Ивановны, профессора ИвГУ – последовали и их сыновья: они успешно защитили кандидатские диссертации.

– Наверное, хорошо, когда дети идут по стопам своих родителей. Но это не всегда возможно. (Правильно ли, если родители и дети будут работать в одном вузе, на одной кафедре, даже если дело от этого только выиграет? Вопрос тонкий.) Старший сын, Антон, по его выражению: «…сначала торговал продуктами (был главным представителем компании Unilever по Центральной России), затем деньгами (занимал высокие посты в одном известном банке), но стало скучно, и теперь торгую идеями…» (разрабатывает бизнес-проекты для разных компаний). Младший сын, Егор, не изменил полученной специальности – занимается созданием электроники и программного обеспечения для разных компаний (в качестве «шефской помощи» родному вузу разработал схемные решения, изготовил ряд интерфейсов, создал программное обеспечение для автоматизации электронографа, масс-спектрометра, фотометра, спектрометра комбинационного рассеяния, что позволяет теперь нашей лаборатории работать на уровне, по крайней мере, не уступающем уровню работы наших зарубежных коллег). Старшая внучка Марина – наша гордость! Была лучшей в выпуске Нижегородской школы-лицея №40. Она – победитель и призер множества олимпиад по химии, физике, математике, литературе и т.д. Выступала с научными докладами за рубежом. Сейчас студентка ННГУ. Об оценках можно не спрашивать. А вот средний внук, Александр, имеет только два типа оценок – двойки и пятерки. И это обнадеживает. Младший внук, Вовчик, только в начале своего пути в науку. Но уже был победителем городского конкурса робототехники для школьников. Жизнь продолжается – и это прекрасно!

Но Георгий Васильевич «выносит» педагогический и исследовательский талант и за пределы вуза, и за пределы семьи, читая свои лекции за рубежом и в крупных университетах страны:

– Увы, будучи преподавателем, по заграницам часто не разъездишься. Но был раз 20, причем, при полной или частичной финансовой поддержке приглашающей стороны. Тематика лекций исключительно научная и всегда разная. Слушатели – в основном профессура и научные работники. Язык – английский, и это целиком заслуга замечательного человека и талантливого педагога Раисы Михайловны Москвиной, которая из 48-летнего и что-то едва лепечущего по-немецки «препода» за пару лет сотворила нечто, способное относительно внятно писать и изъясняться на английском. Низкий ей поклон!

Мы не просто уверены, мы знаем, что и Вам, Георгий Васильевич, тысячи студентов и коллег подарили бы (и дарят!) слова искренней благодарности за Ваш педагогический талант и дар руководителя. Еще раз поздравляем с победой и обрамлением Вашего имени золотом высшей пробы!

Т. Щапова, спецкор. «Химика»