Жемчужина редкого фонда библиотеки
«Книги собирают жемчужины человеческой мысли и передают их потомству».
Айбек
Среди уникальных документов, хранящихся в редком фонде библиотеки, особое место занимают книги, имеющие первостепенное значение для познания и развития отечественной науки. Расскажу об одной из них. Это книга Николая Николаевича Божерянова «Описание изобретения и постепенного усовершенствования паровых машин», вышедшая в 1842 году.
Николай Николаевич Божерянов (1811–1876) – русский ученый, работавший в области судовых паровых машин, член Морского ученого комитета, преподаватель нового в России предмета «Паровая механика» в инженерном Морском училище и гардемаринских и офицерских классах Морского корпуса, а еще – писатель, автор трудов по паровой механике, в частности, учебника «Судовая механика». После выхода в отставку, в 1875 году, генерал-майор Николай Николаевич Божерянов возглавлял Комитет об устройстве пожарных инструментов в Санкт-Петербурге. За успехи, проявленные на службе, он был удостоен многочисленных наград, в том числе и Ордена Святой Анны 1 степени.
Представляя работу Николая Николаевича Божерянова «Описание изобретения и постепенного усовершенствования паровых машин» к печати, ученый секретарь Академии наук Российской империи академик Павел Николаевич Фус отметил: «Главное изобретение нашего века… – паровая машина – не может не сделаться также предметом науки». За эту книгу Н.Н. Божерянов был удостоен самой престижной награды XIX века – Демидовской премии, которая присуждалась за выдающиеся научные достижения.
Несмотря на почтенный возраст, книга и сегодня привлекает внимание читателей внешним оформлением: добротный переплет, корешок издания, выполненный из кожи, страницы книги изготовлены из бумаги высочайшего качества. Поражает обширный справочный аппарат: предисловие, написанное самим автором, где он благодарит всех, кто помог ему выпустить книгу; оглавление; примечания; список опечаток, встречаемых в тексте; приложения из 16 листов, на которых размещены чертежи. На шмуцтитуле книги размещен текст следующего содержания: «Его сиятельству графу Петру Андреевичу Клейнмихелю с чувством глубочайшего уважения и признательности посвящает свой труд Николай Божерянов». (От ред. П.А. Клейнмихель – российский государственный деятель XIX века. В 1842 году, в год выхода книги Н.Н. Божерянова, он был руководителем Главного управления путей сообщения.)
В чем ценность книги? Во-первых, это старопечатное издание (согласно ГОСТу 7.87-2003. «Книжные памятники. Общие требования»), имеющее первостепенное значение для познания и развития отечественной науки. Во-вторых, это первое прижизненное издание известного ученого XIX века. Вследствие этих фактов книга уже претендует на включение ее в реестр книжных памятников государственного уровня.
Труд ученого не потерял своей актуальности и в современном мире. Казалось бы, кому нужны паровые машины в XX, а тем более в XXI веке? Однако вплоть до середины XX века паровые машины широко применялись на железнодорожном транспорте, водном транспорте, на предприятиях текстильной, пищевой промышленности. Паровые турбины, формально являющиеся разновидностью паровых машин, до сих пор широко используются в качестве генераторов электроэнергии. Так что можно с уверенностью утверждать, что идеи Н.Н. Божерянова, изложенные в книге «Описание изобретения и постепенного усовершенствования паровых машин», были перспективны и получили дальнейшее развитие в трудах ученых последующих поколений.
Т. Паринова, зав. отделом обслуживания ИЦ (библиотеки)