ПРИМЕР ДЛЯ МНОГИХ

"Химик"6(2214) 2019 Содержание

С 22 января 2019 года в соответствии с приказом ректора ИГХТУ исполняющий обязанности проректора по научной работе Юрий Сергеевич Марфин стал полноправным проректором, избавившись от приставки «и.о.».

Юрий Сергеевич Марфин – самый молодой проректор нашего университета (в декабре 2018 г. ему исполнилось 32 года). Он – выпускник нашего университета по специальности «Химия», окончил бакалавриат, а затем магистратуру факультета фундаментальной и прикладной химии, после обучения в аспирантуре (в нашем же университете) успешно защитил кандидатскую диссертацию (в 2012 году) и продолжил работу на родном факультете, в последние годы став его деканом.

Поздравляя Юрия Сергеевича, мы не удержались от вопросов, тем более что наш разговор проходил в преддверии Дня российской науки, который отмечается 8 февраля.

– В должности проректора по науке с приставкой «и.о.» Вы проработали более полугода. Что оказалось самым сложным в этот период?

– Наверное, самым сложным оказалась необходимость постоянного переключения между разными задачами. Все-таки работа преподавателя или ученого – это процесс, который требует сосредоточения на одной конкретной деятельности в течение более длительного времени. Считаю, мне еще повезло, что назначение выпало на летние месяцы – сначала сессия, а затем каникулы и отпуска, т.е. ритм работы университета не такой интенсивный. А вот с сентября я почувствовал все «прелести» администрирования, когда в один день нужно обсудить организацию конференции, выпуск научного журнала, подготовку заявки на грант и т.д.

– Ваш опыт работы деканом факультета фундаментальной и прикладной химии помог?

– Да, могу с уверенностью сказать, что тот год, в течение которого я возглавлял факультет фундаментальной и прикладной химии, стал прекрасной школой административной работы, благодаря которой я смог многому научиться в части работы с коллективами, взаимодействия с разными организационными структурами университета, ближе узнать научные направления ИГХТУ, ведь студенты-химики стажируются на многих кафедрах вуза.

– Научная структура нашего университета очень многогранна. Вы по образованию «чистый химик». Сложно ли постигать тонкости других научных направлений?

– Конечно, многое приходится читать и узнавать для себя, в первую очередь для того, чтобы взаимодействовать с нашими партнерами. Вместе с тем, проректор по научной работе – это не «самый главный химик» университета, который будет определять тактику научной работы всего вуза. Для себя я вижу несколько составляющих в работе проректора. Во-первых, это организационная поддержка и сопровождение научной деятельности в вузе. Чем меньше времени ученые ИГХТУ, аспиранты и студенты будут тратить на подготовку документов, закупку реактивов или другую бумажную и техническую работу, тем больше возможностей у них останется на то, чтобы думать над новыми проектами, экспериментами, на написание публикаций в хорошие журналы. Во-вторых, это трансляция приоритетов развития науки с более высокого уровня, от Министерства науки и высшего образования, своим коллегам – преподавателям и сотрудникам университета.

Простой пример: принятый недавно национальный проект «Наука» одной из главных задач ставит повышение доли научных публикаций российских ученых в ведущих наукометрических базах Web of Science и Scopus. Очевидно, вес этого показателя во всех рейтингах вузов (даже сейчас немалый) в ближайшие годы будет только расти, и нам важно не просто не отставать в этой «гонке» за качественными публикациями, но и вырываться вперед, чтобы в очередной раз подтвердить статус ИГХТУ как ведущего химического университета России. Ведь сегодня репутация университета играет важную роль даже при рассмотрении заявок на научные гранты. В-третьих, это организация взаимодействия ученых университета с имеющимися и новыми индустриальными партнерами, и вот тут, конечно, приходится много работать, чтобы изучить всё многообразие научных тематик ИГХТУ.

– Поддерживаете ли Вы принцип «трёх К» – коммуникативность, кооперация, креативность – во взаимодействии научных структур как внутри вуза, так и вне его?

– Эти «три К» мне, конечно, нравятся гораздо больше, чем предложенные Бисмарком. Наверное, сегодня это не только принцип организации взаимодействия отдельных департаментов вуза, но залог успеха в профессиональной деятельности в целом. Хотя в науке к этим «трём К» смело можно добавлять на лидирующее место еще и компетентность – как бы ни менялись организационные структуры университета, именно профессионализм и знания остаются главным мерилом в оценке ученого.

– Вы – ученый нового поколения. Что, по Вашему мнению, отличает сегодня молодых ученых?

– Мне кажется, главное отличие – в динамике – как более молодые исследователи осваивают и применяют новые подходы и методы. Хотя я бы не назвал это отличительной чертой именно нашего нового поколения. Просто сегодня мы ищем статьи с помощью бота в “Telegram”, и это кажется так же удивительно, как двадцать лет назад удивляла презентация дипломного проекта, сделанная в PowerPoint.

И ещё. В День науки хочется поделиться с нашими самыми молодыми учеными – студентами и аспирантами – одной мыслью, вычитанной мною еще в советах молодым ученым советских времен: «Если ваш научный руководитель до конца понимает всё в вашем научном дипломе, то вам надо что-то менять в своей научной работе». Сегодня в науке время больших перспектив для молодых ученых – гранты, стипендии, стажировки… Этим можно и нужно пользоваться для формирования своих собственных научных направлений, реализации научных планов и мечтаний!

– Несколько мини-вопросов:

Ваш любимый писатель?

– Всегда очень любил фантастику. Один из самых читаемых и перечитываемых мною авторов – Роджер Желязны. Но самое сильное впечатление на меня произвел Дэниел Киз и его «Цветы для Элджерона».

Какую музыку любите?

– Нет никаких предпочтений в музыке, под настроение могу слушать и классическую музыку, и Oxxxymiron.

Как проводите свободное время?

– Стараюсь проводить свободное время со своей семьей, очень люблю читать.

Что приносит Вам наибольшую радость?

– Самое большое удовлетворение для меня – это успех других людей, к достижению которого я приложил и свою руку. Никогда так не радовался своим победам в грантах или конкурсах, как победам своих студентов и аспирантов!

Ваша мечта?..

– Всегда быть для своей дочери примером для подражания.