«У Вас прекрасные… как же их … глаза!» (Об искусстве комплимента)
«Вы замечательно выглядите!», «У Вас прекрасные дети!», «Какой ты умный!», «Наверное, сложно быть такой красивой?» – фразы, поднимающие настроение на целый день.
Комплименты являются неотъемлемыми атрибутами нашего общения, будь то деловая коммуникация в официальной обстановке или неофициальная беседа в семье и в кругу друзей. Зачем нужны комплименты? Какие они бывают? Как сделать хороший комплимент? Дадим ответы и прокомментируем.
В области культуры речи и сегодня продолжается исследование такого речевого жанра, как комплимент (Иссерс О.С., Морозова И.С., Романова Н.Н. и др.). Владеющий искусством комплимента человек всегда выигрышно смотрится на фоне остальных собеседников, так как демонстрирует правильно выстроенную речевую тактику и, как следствие, получает одобрительную реакцию окружающих.
Чтобы понять, какие бывают комплименты, обратимся к структурно-языковой классификации, в которой отражены идеи А.А. Акишиной, О.С. Иссерс, Н.И. Формановской и других исследователей:
- прямой комплимент («Вы хорошо танцуете!»);
- косвенный комплимент («Ох и повезло Вашему мужу!»);
- комплимент-антитеза («Мы устали Вам удивляться!»);
- комплимент-ответ («Взаимно!»).
Сделать «правильный», красивый, уместный, оригинальный комплимент не так просто. Нужно учитывать и этнокультурные особенности использования комплимента. Например, в Японии комплиментом женщине является сравнение ее со змеей, в Индии – с коровой, а походку самой дамы – с походкой слона.
«Неправильные» комплименты сегодня являются предметом многих анекдотических ситуаций: «Какой Вы интеллигентный, даже шляпа на голове!», «У Вас очаровательные глаза! Особенно правый…», «Красивая у Вас помада на рубашке!» Не стоит бояться сделать «неправильный» комплимент, его всегда можно перевести в шутку.
Хороший, «правильный» комплимент должен быть понятным, не очень длинным, недвусмысленным (в ситуации делового общения). Использование художественных средств (метафор, гипербол, сравнений и др.) усилит эстетический эффект восприятия комплимента: «Ни одна из великих картин мира не сравнится с твоим рисунком!» Антитезный характер высказывания позволит продемонстрировать интеллектуальный уровень собеседника: «Я сделал большую ошибку, что пригласил Вас сегодня на ужин… Надо было сделать это гораздо раньше!»
Кроме того, комплимент может быть скрыт в благодарности, как и просьба. Этот прием часто используется при написании сервисных сообщений в кафе, а также в объявлениях: «Благодарим, что убрали за собой посуду», «Спасибо за неравнодушное отношение и переведенные средства».
Заметим, что мужчинам делают комплименты чаще относительно результатов их работы или способностей, женщинам – относительно внешности и человеческих качеств.
Подробнее о специфике современного комплимента можно прочитать в исследовании О.С. Иссерс «Коммуникативные стратегии и тактики русской речи» (2008 г.), о функционировании комплимента в сфере делового общения – например, в учебном пособии Е.Н. Скаженик «Деловое общение» (2006 г.).
Желаем не бояться делать комплименты, надеемся, что это умение добавится к остальным вашим полезным привычкам.