Почему один – директор, а другой – курьер? (о деловой этике общения)
Полагаем, данный материал будет любопытен людям, начинающим искать свое место в профессии и желающим продвинуться по «карьерной лестнице». Почему один – директор, а другой – курьер (при условно равной результативности)? Как способствовать своему карьерному росту?
Причины могут скрываться в речевом этикете в сфере делового общения. Помимо профессиональных и деловых качеств, обеспечивающих продвижение работника по службе, важны и другие качества – личностные. Они проявляются человеком в умении создать и поддерживать комфортную рабочую атмосферу в коллективе.
Соблюдение норм речевого этикета, по мнению В. И. Курбатова и других речеведов, является важным компонентом эффективности речевого поведения и индикатором общей эрудиции человека. Получается, что работник, демонстрирующий знание норм делового общения во всех сферах профессиональной деятельности, вызывает больше доверия и уважения у окружающих. Это относится и к общему знанию норм культуры речи.
Расскажем о некоторых качествах, которые следует проявлять в сфере делового общения.
1. Уважение. Имеется в виду уважение к личности, взаимоуважение со стороны руководства и со стороны работников. Это проявляется в корректном, достойном общении: в использовании основных формул приветствия и прощания, в выслушивании друг друга, в уважении частной жизни и невмешательстве в нее, в конфиденциальности полученной информации.
2. Доброжелательность. Здесь следует сказать о доброжелательном и ненавязчивом отношении друг к другу. Важную роль играет улыбка как показатель доброжелательности. В сфере делового общения предусматривается забота об общих интересах, поддержка корпоративной культуры и корпоративных ценностей.
3. Честность (последовательность). В данном случае подразумевается совершение честных, этичных, справедливых поступков, выполнение обещаний и просьб, отсутствие лжи, отговорок, противоречивых доводов при невыполнении работы, признание неправоты.
4. Тактичность (неконфликтность). Умение сглаживать острые углы и избегать конфликтов – один из решающих факторов сохранения коллектива. Конфликт внутри коллектива нецелесообразен, он тормозит общую работу. В утешение вспомним Шекспира: «Гремит лишь то, что пусто изнутри».
5. Прямота. В сфере делового общения двусмысленность является показателем скрытности и ненадежности работника, доверять такому человеку будет сложно. Но необходимо помнить и об этических нормах, надо учитывать то, что не все следует говорить в лицо человеку, даже если это правда. Такое поведение неуместно.
6. Немногословность. Это качество говорит об обстоятельности человека и способности к принятию решений. При деловом общении, в том числе в ситуации трудоустройства, не принято «растекаться мыслью по древу», следует четко отвечать на вопросы, поддерживать задаваемый доброжелательный деловой тон. Болтуны не воспринимаются всерьез.
7. Пунктуальность. Важное качество, которое говорит о надежности работника. Не следует опаздывать ни с приходом, ни со сдачей работы, ни с поздравлениями. Недаром хорошо известна поговорка: «Точность – вежливость королей». Вы уважаете чужое время.
Подробнее об этике делового общения и речевом поведении можно прочитать, например, в пособии И.В. Курбатова «Стратегия делового успеха».
Желаем успешного трудоустройства и карьерного продвижения!