Что такое наука...

"Химик"13(2221) 2019 Содержание

«Это, Щука, тебе наука…»
И.А. Крылов

Давайте уточним наше представление о том, что такое наука, кто такой ученый и как разобраться в границах научности и наукообразия.

Наука – слово, имеющее общеславянский корень -укъ- со значением ‘учение’, является этимологическим родственником по отношению к словам учить, учёный, навык. В этимологическом словаре Н.М. Шанского находим значение ‘система знаний’, появившееся в XVIII веке, в эпоху Просвещения.

В басне И.А. Крылова «Щука и Кот» читаем небезызвестное: «Это, Щука, / Тебе наука…» – то есть полезное знание, урок из жизненного опыта. В «Оде на день восшествия на всероссийский престол…» М.В. Ломоносов дал явно понять значение науки для человека:

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут…

Ученый и поэт признавал огромную значимость науки для человека: утверждал ее положительное влияние на развитие молодого поколения, ее важность в осмыслении жизни поколения старого (радость осмысления знаний, рождающая мудрость), говорил о преображении «человека познающего» и о сохранении «человека сомневающегося». В бытовом сознании сведущий в науках (учёный) – значит много знающий, вспомним А.С. Пушкина и его Лукоморье, где «…кот учёный всё ходит пó цепи кругом».

Значение науки как системы знаний сохранилось и по сей день (подтверждение можно найти в толковых словарях). Сегодня наука может стать профессией, призванием: можно заниматься наукой, углубляться в науку, служить науке, посвящать себя науке. В просторечии можно найти значение ‘обучение’ – отдать в науку, то есть направить учиться.

С развитием науки появилась отдельная профессия – ученый (специалист какой-либо области, внёсший вклад в науку). Кроме того, в ХХ веке активно стал развиваться язык науки на двух уровнях: эмпирическом (средства описания опытно-экспериментальной работы) и теоретическом (терминологический аппарат, логические переходы, дедуктивные выводы). Более подробно об изменении языка науки можно узнать в работах К. Поппера, С. Пирса, П. Флоренского и др.

На тех, кто занимается наукой, лежит большая ответственность: постоянно развивать себя и свою научную отрасль, быть точным во всех данных и стараться «говорить о сложном просто», владеть не только языком науки, но и общей речевой культурой, независимо от научной сферы. Особо важно – «гореть» своим делом, своей идеей, иначе мы рискуем отклониться от научности в сторону наукообразия, то есть занятия псевдонаукой.

Вспомним слова Льва Арцимовича относительно того, что «студент – это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь» и пожелаем всем ученым, в том числе начинающим, того самого «горения» и сил на сложном, но крайне интересном пути науки!

Рубрику ведёт доцент кафедры русского языка Д.С. Карасёва