Командир батальона

"Химик"21(2229) 2019 Содержание

Рубрику ведет М. Таланова, зав. музеем ИГХТУ

Мы продолжаем публикации о преподавателях военной кафедры ИХТИ, кадровых офицерах, участниках Великой Отечественной войны. Сегодня о подполковнике Василии Григорьевиче Макарове рассказывает его сын – доктор химических наук, профессор, заведующий кафедрой Технологии пищевых продуктов и биотехнологии Сергей Васильевич Макаров.

Чем старше становишься, тем больше понимаешь, что пришлось пережить родителям – участниками войны были и мой папа, и мама, и пятеро их братьев. Несмотря на страшные потери начала войны (48-я дивизия, в которой служил мой отец в 1941 году, потеряла в первые дни войны 70% личного состава, а ее командир в июле перешел на сторону немцев), послевоенные репрессии, голод, их поколение сумело выстоять и победить.

Мой отец, Василий Григорьевич Макаров, родился в 1915 году в Орловской губернии и уже с 12 лет начал работать. В 1937 году был призван в ряды Красной Армии. Великая Отечественная война застала его на границе с Восточной Пруссией. С первых ее дней он принимал участие во многих событиях, операциях начального и последующего периодов войны, много видел, учился сам и учил воевать других. В составе Ленинградского и 2-го Белорусского фронтов на заключительных этапах войны был командиром батальона и затем заместителем командира 173-го стрелкового полка. Участвовал в боях за освобождение Польши. Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени, орденом Красной Звезды, многими медалями. Дважды ранен (в 1941 и 1944 гг.).

Вот что писал отец в своих военных воспоминаниях:

«Памятная ночь под 1 мая 1943 года застала нашу часть на клочке земли около Ораниенбаума (ныне г. Ломоносов). К этому времени мы всесторонне знали сильные и слабые стороны врага. Предшествовавшие бои научили нас многому. Позиции, занимаемые нами, были подготовлены к противотанковой обороне. В целях борьбы с «танкобоязнью» устраивали «проутюживание» окопов своими танками. Принцип обучения «делай, как я» вошел в систему подготовки воинов. Будущие бои, трудности и опасности не пугали нас. Все ждали решительного сражения с гитлеровцами.

На рассвете фашисты пошли в наступление. Каждый метр нашего оборонительного рубежа был подвергнут артиллерийскому и минометному обстрелу. Личный состав батальона мужественно перенес огневое нападение и организованно встретил фашистских головорезов огнем всех видов орудий. Враг не смог прорвать наш передний край.

В этом жарком бою героический подвиг совершил комсомолец Петров. Он и двое его товарищей находились на левом фланге батальона. Когда ослаб огонь со стороны противника, они, используя небольшой овраг, выдвинулись к подбитому танку на нейтральной полосе. Как только фашисты перешли в атаку, Петров со своими товарищами открыли кинжальный фланговый огонь. Первые ряды гитлеровцев, неся потери, замешкались, что дало возможность окончательно разгромить их огнем с фланга. Мы перешли в контратаку, продвинулись вперед, улучшив в тактическом отношении свои позиции. Враг оставил на поле боя 46 своих головорезов, четыре пулемета, около 50 автоматов. Мы захватили 12 пленных. Так отметили мы день 1 Мая. Мне пришлось участвовать во многих боях. От первого часа войны до ее последних залпов нарастали героизм и отвага советских воинов. Однако этот бой и находчивость Петрова и его товарищей никогда не забуду».
Особую роль часть, в которой служил папа, сыграла в освобождении Ленинграда от блокады. В Государственном военном архиве в г. Подольске хранится наградной лист – представление командира батальона В.Г. Макарова к званию Героя Советского Союза. В нем написано: «Тов. Макаров, командуя батальоном, 14.1.44 г., возглавляя атаку батальона, прорвал в полосе наступления полка сильно укрепленные позиции противника, разгромил первую и вторую линии обороны немцев и штурмом овладел опорным пунктом Зрекино, чем обеспечил прорыв по всему фронту наступления полка и дивизии. Развивая успех и проявляя личную инициативу и героизм, тов. Макаров, преодолевая яростное сопротивление немцев, первым вышел к опорному пункту Гостилицы, где впереди 8-й стрелковой роты первым бросился в атаку. Увлекая за собой две роты и ошеломляя противника, захватил юго-западную окраину деревни, обратив немцев в паническое бегство. Неотступно преследуя врага, тов. Макаров первым с группой бойцов перерезал дорогу Заостровье-Гостилицы. Противник предпринял три яростные атаки пехоты с танками с целью вернуть дорогу. Стойко и мужественно сражался Макаров со своими бойцами за дорогу. Отражая контратаки, группа тов. Макарова уничтожила 70 немецких солдат и офицеров, подбила 2 танка, в том числе один Тигр, 1 бронемашину. Лично тов. Макаров уничтожил 25 немцев. Героизм тов. Макарова, его стойкость и мужество в жестокой схватке обеспечили удержание в наших руках важной дороги. Этот подвиг тов. Макарова позволил осуществить стремительный захват Гостилиц и быстрое продвижение полка и всей 90-й Краснознаменной стрелковой дивизии. 16-го января, проявляя величайшую волю, решительность и храбрость, тов. Макаров первым бросился на штурм высоты 139,5, а за ним весь батальон. Высота была взята. На высоте противник оставил 62 трупа. 17 января батальон вышел на дорогу Дятлицы – Старый Бор. В ожесточенной схватке за дорогу батальон уничтожил 40 немецких солдат и офицеров. В этом бою тов. Макаров в рукопашной схватке застрелил в упор офицера и солдата. За 4 дня батальон тов. Макарова продвинулся вперед на 12 километров. Умелым маневром, решительностью, инициативой, личным героизмом и отвагой, стремительными действиями тов. Макаров везде опережал врага, наносил ему сокрушающие удары и обеспечил полку и дивизии выполнение поставленной
задачи».

Вот как говорил начальник политотдела 90-й Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии Михаил Дмитриевич Незамаев (из книги командира 90-й дивизии Н.Г. Лященко «Время выбрало нас», М., Военное издательство, 1990, с. 374): «Учитесь искать в людях хорошее. Берите пример с Макарова. По имени и фамилии всех своих людей знает». Самому В.Г. Макарову М.Д. Незамаев говорил: «Вы умеете работать с людьми, расскажите нашим товарищам об этом. Поделитесь опытом» (там же).

Мой отец, подполковник Василий Григорьевич Макаров, многие годы проработал преподавателем на военной кафедре Ивановского химико-технологического института. Он принимал активное участие в военно-патриотическом воспитании, выступая перед школьниками и студентами, одно время работал начальником лагеря школьников на Рубском озере, писал заметки в областную газету «Рабочий край». Папа поддерживал связь с бывшими однополчанами, часто ездил на встречи с теми, кто рядом с ним защищал «Ораниенбаумский пятачок», в город Ломоносов. О войне мне папа почти ничего не рассказывал, но я всегда знал, что он действительно был настоящим Офицером, имел огромный авторитет у солдат, потому что всегда был вместе с ними и никогда не прятался за их спины.