О формулах обращения
Продолжая работать над этическим аспектом культуры речи, рассмотрим некоторые формулы обращения.
Применение формул обращения (безличное обращение, обращение на «Вы», обращение на «ты») может происходить во время любого этапа беседы.
Русский этикет рекомендует при выборе формулы обращения учитывать:
- то, насколько близки собеседники (не знают друг друга, плохо знакомы, являются хорошими приятелями);
- тип ситуации (в какой обстановке проводится беседа – официальной, полуофициальной, неофициальной);
- характеристику говорящего, адресата (учитываются пол, возраст, статус лиц);
- отношение к оппоненту (почтительное, нейтрально-вежливое, фамильярное).
Оценив каждый фактор, можно выстраивать линию разговора с применением уместных для данного случая формул обращения.
Официальная обстановка, обращение к незнакомому или уважаемому человеку предполагает использование вежливого «Вы» и называние человека по имени/отчеству. Ты-форма применяется по отношению к близким людям/приятелям (супругам, детям, друзьям).
Нередко, когда возникает необходимость обратиться к незнакомому человеку, некоторые слова опускаются, и инициатор разговора использует заготовки, не называя собеседника («Простите…», «Позвольте узнать…», «Не могли бы вы помочь…»). В этом случае важно не выйти за границы дозволенного, не допустить дерзости, фамильярности. Категорически запрещено окрикивать человека фразами «Эй…», «Слышь, подскажи, как пройти…» и прочими. Это грубая форма. Важно проявлять вежливость в любой ситуации и руководствоваться правилами приличия.
Помимо основных формул обращения, указанных выше, используются различные варианты:
- специфических обращений (когда употребляются прямые слова-обращения, относящиеся непосредственно к конкретному лицу/лицам);
- именных обращений.
В исключительных случаях допускается называние только фамилии при обращении к конкретному лицу (в армии, школе, мед. учреждениях). Правила речевого этикета также не запрещают называть собеседников, указывая на их должность, но используются такие формулы весьма ограниченно. Все-таки они более характерны для европейцев, которые при случае делают акцент на профессиональном статусе человека.
Более подробную информацию можно найти в работах по речевому этикету, например, в книге И.А. Стернина «Речевой этикет и этика». Также в этом могут помочь некоторые сайты, например, www.etikket.ru.
Поздравляем с началом весны и желаем приятного общения!