ИГХТУ на связи
Вот уже месяц как российские образовательные учреждения перешли в режим дистанционного обучения студентов. Современные технологии позволяют перевести почти все этапы учебного процесса в удаленный формат, поэтому занятия продолжились в прежнем режиме. Как справляться с учебой, преподаванием и не терять научный энтузиазм в изменившихся условиях? На связи с читателями преподаватели и студенты, которые делятся своими впечатлениями и советами.
Михаил Баранников, председатель СМУ
ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ, ПОКА РАБОТАЕШЬ НА «ДИСТАНТЕ»:
- Проанализировать полученные научные результаты.
- Почитать литературу и статьи по своей научной теме.
- Составить план научной работы на период после завершения самоизоляции.
- Освоить или улучшить свои навыки работы с программами, необходимыми при оформлении данных (Microsoft Office, Origin и пр.).
- Принимать активное участие в различных научных видеоконференциях, организованных ведущими вузами и НИИ России. На выбор – множество конференций (в том числе и в нашем университете).
Институт дополнительного профессионального образования также сделал памятку с рекомендациями для облегчения процесса получения знаний и организации рабочего времени слушателей, обучающихся дистанционно.
Любовь Виноградова, доцент кафедры технологии керамики и наноматериалов.
В сегодняшних реалиях без четкого управления своим временем никак не обойтись. Нагрузка возросла не только в моей работе, но и в процессе получения новых знаний студентами и организации их досуга в период самоизоляции. В это непростое время многих очень выручает расписание дня с Kanban (японская система организации, позволяющая реализовать принцип «точно в срок»). Для легкого усвоения студентами лекционного и особенно лабораторного материала с наглядной демонстрацией процессов, я подаю информацию с помощью иллюстративного материала и видеоконтента, гиф-анимации, ассоциативного ряда. Большая часть из этого была подготовлена ранее в ЭИОС, так как я давно и активно пользуюсь ее возможностями. Кроме того, для организации работы использую календарь (в т.ч. на мобильном устройстве) и форум в ЭИОС, где и студенты, и я можем видеть расписание занятий и задания: все это позволяет четко выстраивать свой тайм-менеджмент. Некоторые образовательные площадки сегодня испытывают большие нагрузки и дают сбои, в этом плане меня выручает свой Тelegram-канал – он помогает развивать и обучать студентов не только по преподаваемым дисциплинам, но и расширять их кругозор благодаря новостям, посвященным бетону и науке в целом. Данный способ привлекателен тем, что позволяет выдавать интересную информацию небольшими порциями, короткие сообщения лучше откладываются в памяти у читающего. Для быстрых ответов на вопросы я организовала чаты в Telegram для моих студентов и научников. А для желающих сдать устную часть коллоквиума, защитить отчеты, курсовые и т.д я провожу видеоконференции на платформе Zoom.
Факультет Неорганической химии и технологии активно включился в помощь и поддержку студентов в изменившихся условиях обучения. В их группе ВКонтакте можно найти советы по самоорганизации (приложения, планеры и даже «Умный будильник»), правила правильного положения при работе за компьютером, мотиваторы для занятий спортом и саморазвития, а также флэшмоб «фотографии с дистанционного обучения».
ИЩЕМ ПЛЮСЫ САМОИЗОЛЯЦИИ с НХиТ
- В среднем дорога до университета занимает 20–25 минут. Что же это значит? Что благодаря дистанционному обучению в неделю мы экономим целых 5 часов своего времени.
- За месяц студент исписывает две-три ручки. Благодаря дистанционному обучению, тексты можно набирать в электронном виде.
- Во время обычной пары запоминается только 5 % информации. На дистанционном обучении можно усвоить около 75–90 %. Очень полезно, особенно для предстоящей сессии.
Наталия Тукумова, доцент кафедры общей химической технологии, зам. декана факультета НХиТ.
Преподавателям тоже оказалось непросто адаптироваться к новым условиям. В учебном процессе теперь не хватает живой ответной реакции студентов, зрительного контакта, когда ты понимаешь: «Ага, не усвоили. Надо повторить». Эмоций ребят: «Ура! У меня 5 баллов из 5 за тест!». Или: «А можно пересдать?». Гораздо меньше стало свободного времени. Или идут занятия, или проверка работ. Зато одежда и обувь не изнашиваются, косметика не расходуется – сплошная экономия. Но лучше бы потратиться... А еще можно сделать гимнастику для глаз в перерыве, не побоявшись никого этим испугать. В любом случае, после выхода из самоизоляции мы будем больше ценить живое общение, устанем от соцсетей, соскучимся по личным встречам. Всем непросто, но надо потерпеть. Не будем грустить! Работаем! Стараемся! Ждём встречи!
Члены Студклуба и спортивных студенческих организаций тоже не сидят без дела: организуют дистанционные турниры и вдохновляют личным примером, выкладывая в соцсети ролики с зарядкой. Сейчас идет студвесна и творческие ребята нашего университета участвуют в ней в формате онлайн.
Александр Малюгин, гр. 4/9, член Студклуба.
Самое сложное на дистанционном обучении – это заставить себя заняться делом, ведь дома нас многое отвлекает и расслабляет. Но именно в этот момент стоит сказать себе, что это нужно только тебе и никому больше. С самого утра я расписываю свой день в ежедневнике. Потом распределяю дела по приоритету. На первом месте – учеба, но не забываю и про дела студенческого клуба. Сделал один предмет, приступай к следующему, если что-то не идет или не получается, а преподаватель «не в сети», то берись за следующее дело, и так далее. Самое главное на дистанционном – это не лениться делать хоть понемногу, но каждый день. А на выходных обязательно отдохнуть!
Павел Крутов, гр. 4/29, член профкома ИГХТУ, председатель Студенческого спортивного клуба
Во время самоизоляции, конечно же, сложно продуктивно работать. Больше всего самоизоляция ударила по моему режиму сна, очень сложно заставить себя лечь пораньше и просыпаться до 9 утра. Конечно же, тяжело без прогулок на свежем воздухе, почти все время провожу дома. Сконцентрироваться поможет атмосфера, которую вы создаете вокруг себя.
Советую всем больше общаться (само собой, дистанционно), занимать себя различной деятельностью помимо учебы. Я стараюсь проводить время с друзьями. При таком режиме гораздо легче находить в себе силы, чтобы сдать очередную лабораторную. Очень помогают преподаватели, которые интересно подходят к проведению работ и чтению лекций. Конечно, некоторые моменты сложно уловить дистанционно, не хватает практических занятий, зато я смог подтянуть свой навык работы с различными документами. Советую всем посещать занятия и в срок выполнять работы. Не забывайте – у нас дистанционное обучение, а не каникулы!
Полина Зайцева, гр. 1/9, редактор группы факультета НХиТ, член Студклуба.
Дистанционное обучение – необычная форма изучения материала. Нельзя назвать её простой, ведь всю необходимую информацию теперь нужно получать самостоятельно. В таких условиях перед студентом возникают важные вопросы: как учить? Как заставить себя выполнять все задания, ведь прежний контроль снизился? Как упростить процесс обучения?
Я нашла ответы на эти вопросы еще в первые 3 дня. Самым важным в организации любого процесса, лично для меня, является составление плана действий. Это помогает грамотно распределить не только время, но и силы на выполнение заданий. И здесь возникает своя «фишка» – ежедневники уходят на второй план, их заменяют различные приложения для телефона. Кстати, изучив все многообразие приложений, я нашла те, которые подходят именно для меня: различные дополнительные курсы для саморазвития, площадки для чтения книг и просмотра фильмов. Приятно, что многие большие компании идут навстречу и дарят свои промокоды или бесплатные подписки. Остальное свободное время уходит на подготовку к предметам, занятия спортом, общение с семьей – на то, на что его не хватало в привычном ритме жизни. На самом деле, самым большим двигателем своей учебы я считаю четко поставленные перед собой цели. Я знаю, чтобы достичь какого-то результата, нужно много и качественно работать. А такие принципы заложились еще во время привычной учебы. И здесь всё то же самое: хочешь быть профессионалом своего дела, хорошо работать и покорять новые вершины – садись, учи, узнавай дополнительную информацию, впитывай всё в себя как губка.