Проект «Я говорю о Войне»: студенты ИГХТУ размышляют о Великой Отечественной войне

"Химик"9(2239) 2020 Содержание

Мы были всякими. Но, мучась,
Мы понимали: в наши дни
Нам выпала такая участь,
Что пусть завидуют они.
Они нас выдумают мудрых,
Мы будем строги и прямы,
Они прикрасят и припудрят,
И все-таки пробьемся мы!
П. Коган

Чем дальше от нас Великая Отечественная война, тем сложнее нам размышлять и говорить о ней, избегая формальных, учебных знаний и готовых выводов. Современное гуманитарное научное знание стремится уйти от «проверенных» истин, решает задачи формирования нового типа интеллектуального сознания молодого исследователя, в котором особенно значимыми становятся стратегии персонального поиска и анализа уникальных источников, осмысление научной проблемы через личные контексты.

Выполнению этих задач была посвящена подсекция «Великая Отечественная война в памяти поколений» в рамках конференции «Дни науки 2020 в ИГХТУ», инициатором которой выступила кафедра истории и культурологии. Представленные 22 доклада с презентациями отразили разные аспекты изучения этого важнейшего события в истории страны. Студенты продемонстрировали умение пользоваться актуальными методиками исследования, обнаружили неподдельный интерес к «семейной», «личной» истории, к материалам домашних архивов.

Большая часть представленных докладов – это подробно реконструированная история семьи в годы ВОВ, основанная на поиске, изучении и детальном анализе имеющихся в «домашнем архиве» источников. Это фотографии, письма героев, награды (ордена и медали, благодарности командиров) и, конечно, материалы «устной истории», собранной и записанной со слов родных самими студентами. По сути, это – результат работы кафедры истории и культурологии по инициированному еще в 2002 году проекту «История страны – история семьи» – «Война. Семья. Победа». Сверхзадача проекта – через интерес к личной семейной истории сформировать устойчивый интерес к истории Отечества. В этом учебном году проявились и некоторые новые тенденции:

  • как правило, студенты вели разговор с поколением «детей войны»;
  • тематика часто смещалась в сторону повседневной истории войны, к проблемам героизма в тылу;
  • проявился интерес к самому источнику (письма с фронта, награды, грамоты).

Также появился тематический блок «Великая Отечественная война в текстах культуры» (плакат, песня, мультфильм и др.), лучшими работами в его рамках признаны доклады А. Беликовой, Н. Давлетовой.
Научный уровень выполненных студентами работ во многом определялся их желанием и способностью вписать свое исследование в современный научный контекст: при подготовке докладов часть из них (А. Пичурова, А. Сидорова, Ю. Карцева) обратились к серьезным научным монографиям российских и зарубежных авторов.

Но самой заметной и, на наш взгляд, положительной тенденцией стало – преодоление формального (проявившегося в последние годы) интереса к истории Великой Отечественной войны. Студенты (за редким исключением) самостоятельно налаживают «диалог поколений». Они восхищаются мужеством, выносливостью, бытовым аскетизмом военного поколения. Удивляются и гордятся своим прошлым.

Рассказывают о прадеде-генерале (А. Брусов) и о прадеде, «пропахавшем и освободившем пол-Европы» (А. Сидорова), о прабабушке, девчонкой работавшей на Горьковском автозаводе и успевавшей по ночам читать книги при «лампе в полнакала», о детях войны (А. Пичурова, М. Зорин), о войне всего советского народа (из республики Украина или поселка Лежнево Ивановской области (А. Ковалев, Т. Казарина и др.). При внимательном анализе в студенческих работах (А. Лампасова, В. Чагина, др.) заговорили даже «молчаливые» источники (медали, рисунки на грамотах и др.). А сами исследователи открыли для себя и официальные государственные, ведомственные архивы, сумели вписать историю своей семьи в контекст не только российской, но и европейской истории (А. Филиппова).

Полагаем, что дело не только в растущем государственном внимании и возможности получить «дополнительный балл» за доклад, но и в высокой степени индивидуализации современного поколения студентов. И особенно важно осознание многими студентами – участниками конференции, что выстраивание своего будущего невозможно без обращения к личной семейной истории, которая позволяет лучше понять и историю страны.

Конференция завершилась, но преподаватели кафедры истории и культурологии предложили новый учебный проект «Я говорю о Войне…» / «Война в текстах художественной культуры».

Тексты культуры – это один из немногих доступных нам сегодня способов постижения внутреннего мира человека, пережившего войну: кинофильмы, искусство периода Великой Отечественной войны и последующей эпохи, песни, написанные как во время войны, так и после нее, в которых события военного времени получают эмоциональное, лирическое и художественное измерение. Только погружение в эти тексты даст нам возможность понять, что чувствовал человек на войне, что заставляло его жертвовать собой, как война меняла его сознание.

Студентам предложено на основании знакомства с различными текстами культуры сформулировать свое понимание проблем существования человека на войне, свое видение войны как трагического этапа истории страны и мира, попробовать сделать выводы о том, что нового дают нам для изучения истории эти уникальные источники.

Е.М. Раскатова, руководитель подсекции «Война в памяти поколений»,

М.А. Миловзорова, зав. каф. истории и культурологии

Полная версия материала и отрывки из работ студентов будут опубликованы 9 мая на сайте ИГХТУ.


Искусство войны: образы противостояния в полиграфии военных лет

«Тема военного плаката актуальна для изучения,<…> в 1940-х гг. полиграфическое искусство было инструментом поднятия боевого духа, создавало образ общенародного военного подвига, хоть и трудного, но необходимого. Полиграфия выполняла роль традиционного инструмента мобилизации всех ресурсов страны, привычного еще с довоенного времени, с периода «культурной революции». Но, в отличие от них, военные плакаты пытаются объединить все советское общество на основании единых универсальных цен-
ностей, не всегда связанных с ценностями социализма».

Анастасия Беликова, гр. 1/11, рук. доцент А.В. Макарова


Подвиг разведчика: миссия спецслужб периода Второй мировой войны через призму семейной истории

«В истории моей семьи переплелись судьбы трех разведчиков, воевавших за СССР и Великобританию – в России намного позже встретились их потомки. <…>Прадед был капитаном в разведывательном учреждении Великобритании MI8. Прабабушка – капитаном в разведывательном учреждении Великобритании MI6<…> История их войны позволяет понять, что за сухими фактами учебников, так же, как и за романтическими образами кинофильмов о разведчиках, стоят живые люди, которые в период войны ежедневно совершали трудную и опасную работу, люди, жизнь которых намного интереснее историй киногероев. И понять, что именно Человек определяет движение истории – опытом противостояния или сотрудничества, изменяющего в конечном итоге судьбу человечества».

Михаил Куликов, гр. 1/2, рук. доцент М.А. Миловзорова


Отрывок из эссе для проекта «Я говорю о Войне…»

«Война 1941–1945 годов. Я узнавала об этом страшном времени по рассказам близких, фильмам, книгам, но осознание того, насколько важную информацию я получаю, приходило постепенно … Война забрала у людей «обычную жизнь», заставила детей быстро повзрослеть, рассеяла надежды... Война осталась шрамом в сердце каждого пережившего то страшное время. Шрамом, который передается из поколения в поколение, потому что воевали наши близкие».

Анастасия Алехина, гр. 1/16