"Лови момент на науку"

"Химик"5(1915) 2008 Содержание

- Много лет я работал рядом с Иваном Николаевичем Годневым и часто общался с ним по самым разным вопросам.

В жизни Иван Николаевич был простым и мудрым человеком, и эти качества отпечатались на его педагогическом кредо. Как педагог он ярко проявился в работе со студентами.

При изложении курса общей физики в техническом вузе всегда возникает необходимость его адаптации: надо ограничить глубину и ширину освещения ряда вопросов с учётом конкретной специфики вуза. Иван Николаевич очень тонко ощущал предельно допустимый уровень сложностей, во всяком случае, лучше любого из нас, работавших тогда на кафедре.

Иван Николаевич проявлялся больше в делах, чем в словах. Не знаю, был ли ему знаком афоризм Ньютона: «При изучении наук примеры полезнее правил». Он никогда это не упоминал, но всегда это делал.

Педагогическое мастерство Годнева заключалось не в том, что он использовал какие-то неведомые нам принципы, а в особых, «годневских» методах их реализации. Вот как это выглядело, например, при изложении одного из фундаментальных законов – закона изменения и сохранения момента импульса. После введения основных понятий давалась математическая формулировка закона (запись формулы), затем его словесная формулировка, после этого закон демонстрировался «в живом виде» на так называемой скамье Жуковского или другой установке (повторение – мать учения). И вдруг в аудиторию бросается вопрос: «А вы знаете, зачем у кошки хвост?». Я этого не знал, пока не увидел студенческий конспект лекций Ивана Николаевича. Теперь я сам привожу этот пример в своих лекциях.

Иван Николаевич очень строго относился к формулировке своих мыслей, как в письменной, так и в устной форме: ни одного лишнего и ни одного пропущенного нужного слова. Он был противником всякой поспешности, явно не одобрял «скоростной» метод чтения лекции. Не могу вспомнить точно его крылатую фразу, но смысл такой: «Лучше что-то не успеть, чем... галопом по европам».

Иван Николаевич порицал не только излишнюю поспешность, но и неоправданное разбазаривание времени. Всех своих аспирантов и сотрудников он призывал ценить время и правильно с ним обращаться. «Лови момент на науку», - часто восклицал он.

Таким был большой Учитель - добрый, простой и мудрый. Воспоминания о нем доставляют мне истинную радость и я буду вдвойне рад, если такое же светлое чувство испытает каждый, читающий эти строки.