Резолюция научно-практической конференции "Учебный процесс глазами студентов: проблемы и пути решения"

"Химик"10(1920) 2008 Содержание

Участники конференции - студенты Ивановского государственного химико-технологического университета, представители администрации университета и преподавательского состава, члены студенческого правительства, студенческих советов общежитий ИГХТУ, члены профкома, старосты групп, - обсудив достаточно широкий спектр вопросов, связанных с организацией учебного процесса в университете, выделяют наиболее острые проблемы, а также совместно пытаются найти возможные пути их решения.

Учебный процесс должен помочь студенту реализовать свои потенциальные возможности и открыть перспективу профессиональной самореализации.

Участники научно-практической конференции считают, что для подготовки высококвалифицированных специалистов очень важно и значимо влияние уровня организации и принципа построения учебного процесса. Совершенствование организации учебного процесса должно быть сконцентрировано на решении следующих наиболее актуальных проблем, которые обозначили студенты при социологическом опросе и в выступлениях:

  • недостаточная мотивация и отсутствие навыков самостоятельной работы;
  • недостаточный уровень использования информационных технологий в учебном процессе;
  • дефицит преподавателей, доступно объясняющих учебный материал;
  • отсутствие должной системы выявления и подготовки лидеров;
  • «вечный праздник соседей» в общежитиях университета.

В связи с этим предлагается ряд возможных путей разрешения обозначенных выше проблем:

1.

  • разработать эффективную систему стимулирования самостоятельной работы студентов, обеспечить необходимой учебной и методической литературой, ввести индивидуальные занятия и консультации;
  • специальным кафедрам университета обратить внимание на эффективность использования студентами дней самоподготовки и сайтов кафедр с точки зрения учебного процесса;
  • создать электронные учебные материалы и повысить уровень компьютерной грамотности преподавателей и студентов;
  • преподавателям подготовить электронные варианты конспектов лекций или презентаций по теме курса и издать их или вывесить на сайт (УМУ);
  • при чтении лекций особое внимание обращать на проблемные темы с активным обсуждением этих вопросов (деканат);
  • ввести в практику тестовый контроль знаний студентов по материалам лекционного курса (УМУ);
  • проводить контрольные работы и тестирование студентов в течение семестра равномерно во избежание неравномерной нагрузки;
  • УМУ рассмотреть возможность перераспределения времени в течение семестра, отводимого на лекции и лабораторно-практические занятия (в первой половине семестра проводить в основном лекции, во второй - лабораторно-практические занятия);
  • ввести в практику преподавания индивидуальные унифицированные рабочие тетради с шаблонами заданий по соответствующей дисциплине (ученые советы факультетов);
  • информировать студентов о решениях ректората и деканатов, связанных с учебным процессом, и размещать их на сайтах университета и факультета;
  • организовать общедоступные межкафедральные дисплейные классы в корпусах университета и общежитиях;
  • привлекать к участию в «Ярмарке вакансий» не только студентов старших курсов, но и первокурсников (Кокина Н.Р.);
  • рассмотреть на методическом совете возможность интеграции лабораторных практикумов с научно-исследовательской работой студентов и разработать новые лабораторные работы, включающие элементы исследовательской работы;
  • поставить перед ректоратом вопрос о премировании преподавателей, получивших звание «Любимый» более трех раз;
  • разработать эффективную систему стимулирования научной работы;
  • ввести лекционную неделю в начале каждого семестра;
  • предложить учебно-воспитательной комиссии создать методические материалы для кураторов;
  • проводить производственные собрания (деканат, кураторы, учебно-аналитический отдел СП);
  • приглашать на первое организационное собрание первокурсников родителей и выдавать им справочный лист с контактной информацией университета, деканата, куратора студенческой группы; ознакомить родителей с системой дистанционного контроля знаний студентов (деканаты);
  • в течение первого месяца учебного года организовать встречи студентов первого курса со студентами старших курсов с целью адаптации к учебному процессу;
  • приглашать на студенческие конференции бывших выпускников университета (СП).

2.

  • в соответствии с государственной молодежной политикой разработать программу развития у студентов навыков индивидуального и коллективного управления общественной жизнью и совершенствовать имеющуюся систему выявления и обучения лидеров;
  • дополнительно к тренингам старост ввести семинары по обмену опытом старост старших курсов со старостами первых курсов.

3.

  • администрации студенческого городка и студенческим советам общежитий осуществлять более жесткий контроль за соблюдением правил проживания в общежитиях;
  • оборудовать комнаты отдыха, рабочие комнаты столами для черчения и расширить сеть компьютерных классов в общежитиях;
  • ужесточить контроль за проживанием студентов заочного отделения в общежитиях;
  • не вселять студентов, нарушавших режим проживания в общежитии;
  • проводить собрания по правилам проживания в общежитии со студентами-заочниками 1 курса, впервые вселяющимися в него;
  • провести круглый стол студенческого совета общежития №5, объединенного студсовета и интерсовета, деканата по работе с иностранными студентами и кафедрой русского языка по вопросу вовлечения иностранных студентов в жизнь общежития;
  • осуществлять дифференцированный подход к каждому проживающему в общежитии и индивидуальную работу со студентами с девиантным поведением;
  • своевременно решать бытовые проблемы, возникающие в общежитиях.

Обсудить выполнение Резолюции на заседании «Круглого стола» студенческого правительства, администрации, преподавателей и кураторов в ноябре 2008 года.