Демографический кризис, о приближении которого постоянно говорили все, наступил...

"Химик"22(1932) 2008 Содержание

Именно так, демографическим провалом и как следствие, кризисом в приемной кампании всех без исключения вузов, характерен нынешний год. Наш университет – не исключение. Практически ни в одном из 10 ивановских вузов не было реального конкурса, а некоторые высшие учебные заведения даже вынуждены были объявить дополнительный набор. Ситуацию с ходом приема осложняло и то, что абитуриенты теперь имеют право (и вовсю этим пользуются) подавать документы (в виде копий) сразу в несколько вузов, поэтому в приемной комиссии до последнего момента неизвестно, сколько имеется реальных абитуриентов («живых душ»). К тому же зачисление идет не по итогам традиционных, вузовских приемных экзаменов (серьезных и объективных), а по итогам ЕГЭ, которые школьники уже сдали и теперь зачастую просто «набирают» необходимый для зачисления минимум. (Таблица итогов приема)

Как же удалось преодолеть эту сложную ситуацию в нашем вузе?

На этот вопрос отвечает ответственный секретарь приемной комиссии доцент Нина Ивановна Пименова:

- Удалось, но с большим трудом. В нашем университете план приема на госбюджетное обучение в этом году 695 человек. Это один из самых значительных количественных показателей среди ивановских вузов. Ведь и специальностей, которые наш университет предлагает первокурсникам – более 30!

Есть и более востребованные, такие как «Финансы и кредит», «Пищевая биотехнология», «Технология жиров, эфирных масел и парфюмерно-косметических продуктов», специализация «Технология химико-фармацевтических соединений» на специальности ХТОВ, «Автоматизация технологических процессов». На эти специальности у нас ежегодный конкурс, и нынешний год - не исключение. Популярностью у абитуриентов в этом году пользовалась и специальность «Машины и аппараты пищевых производств». Это тоже объективная реальность, т.к. специалисты-пищевики требовались и требуются всегда и везде.

Очень отрадным стал и тот факт, что из 56 выпускников химического лицея 47 выбрали ИГХТУ, стали нашими студентами. Это свидетельствует о том интересе к вузу, его специальностям, будущей профессии, который во время учебы смогли заложить в лицеистах их педагоги. Это действительно наш абитуриент.

Не может не радовать и то, что впервые на специальность «Химическая технология и оборудование отделочных производств» принято 17 человек по целевому набору. В этом большая за-слуга коллектива кафедры ХТВМ, выполнившего значительную подготовительную работу в течение учебного года. Это означает и то, что текстильный кластер в нашем регионе из гипотетического становится реальностью и выпускники этой специальности будут востребованы именно нашими текстильными предприятиями.

Работу по заключению договоров на целевое обучение необходимо активизировать и другим кафедрам.

Радует, что как и в прошлые годы, в числе студентов-первокурсников будут дети (а часто и внуки) наших выпускников, значит, традиции и династии химиков продолжаются.

Но некоторые специальности, чисто химические (это ряд специальностей органического факультета), мы так и не смогли «закрыть» на 4 августа – дату официального зачисления – и лишь дополнительные усилия («помогли» абитуриенты, не прошедшие на другие специальности нашего вуза или в другие вузы) позволили спасти ситуацию.

На расширенном заседании приемной комиссии по результатам приема-2008, где присутствовали все заведующие выпускающих кафедр, члены приемной комиссии, ректор ИГХТУ О.И. Койфман охарактеризовал сложившееся положение как чрезвычайно сложное:

- По тем «проблемным» специальностям, которые оказались невостребованными в этом году, в 2009 году будет уменьшен набор.

Кроме того, Министерство образования упорно стремится сокращать число «непрофильных» для вуза специальностей (а у нас это экономисты, культурологи, менеджеры). Прием на эти специальности сейчас уже снижен, и эта тенденция сохранится в дальнейшем.

Но каждое сокращение контингента студентов – это в перспективе и сокращение численности преподавателей. Мы – студенты и преподаватели – взаимозависимые величины. И вторая – функция первой. Поэтому каждый преподаватель должен задуматься о профориентационной работе. Она должна быть систематической, активной, и главное – результативной.

Это твердая позиция ректората. И она должна стать стратегией для всех работников вуза.




Как все же здорово - увидеть свою фамилию в списке зачисленных в вуз! (Фото Е. Соловьевой)