Разговор по душам
В этой публикации случайно (или не случайно) объединились две наши традиционные рубрики: «актуальное интервью» и «семейные традиции», т.к. сегодня героем интервью стал недавно назначенный проректор по учебной работе, профессор В.В. Рыбкин, а наши читатели, надеюсь, не забыли еще имя специального корреспондента «Химика» Владимира Рыбкина (мл.), который сейчас находится на стажировке в Норвегии.
Два месяца в новой должности - время достаточное, чтобы прочувствовать ответственность и сложность нового назначения. И сегодня мы умышленно «выводим» профессора В.В. Рыбкина на вопросы, заданные самими студентами, ведь проректор по учебной работе - первое лицо именно для них, студентов.
По поручению студентов (и редакции) профессора В.В. Рыбкина расспрашивает спецкорр. «Химика» Е. Владимирцева.
В каждой серьезной организации должен быть свой Владимир Владимирович. Вот Химтех - серьезная организация. И у нас есть Владимир Владимирович. Рыбкин. И на нашу долю выпала счастливая возможность поговорить с проректором по учебной работе о Королях, капусте и шпаргалках.
Про то, не хотелось ли Владимиру Владимировичу быть Дмитрием Анатольевичем:
- Нет, не хотел бы... И не сказать, чтобы мне было лестно или наоборот, неудобно носить это имя... Я считаю, что каждый должен делать свое дело хорошо. А еще лучше - знать свой предел, свою планку и идти к ней.
Про сложности профессии проректора:
- Ну как сказать... Я достаточно долго проработал заместителем заведующего кафедрой, пока В.И. Светцов был проректором, и что такое учебный процесс - представляю не на словах. Другое дело - основная трудность работы проректора в том, что эта работа бюрократическая. Нужно уметь разбираться в том, как кому писать, как что заполнять и вообще - что заполнять и кому писать в тех или иных случаях.
Про "интересности" работы проректора и преподавателя:
- Мне сложно сравнивать. Везде интересно. Я преподаю с 1975 года, поэтому в этой части все уже более-менее понятно. А проректор я всего два месяца. Что бросается в глаза - это то, что отношение ко мне поменялось. Не стало хуже или лучше, просто поменялось. (Да, про проректорскую должность мы разговаривали недолго, а вот про преподавание Владимир Владимирович может рассказывать часами! - Е.В.).
Самое главное в профессии преподавателя - это оценка студентов. Научиться азам лектора можно, провести пару раз семинар - легко. А вот добиться того, чтобы студент тебя не боялся, а относился, скажем, как к старшему, строгому, но никак не суровому товарищу - это дорогого стоит. Очень приятно, когда тебя два раза выбирают "Любимым преподавателем". (От ред.: В.В. Рыбкин становился "любимым" по мнению студенческого сообщества в 2003 и 2005 году.).
Опять же, экзамен. Это ведь не процесс экзекуции, это процесс обучения! Даже двойку нужно уметь поставить. Не просто "Вон! Два!", а сначала объяснить человеку, что он не знает, чтобы вышел не просто с "двойкой", а с твердым списком "что еще доучить"! (Эх... Но двойка-то все равно стоит... - Е.В.).
И еще немного про лекции:
- Лекция, кстати, тоже искусство. Важно научиться, как лучше подать материал, какую аналогию можно придумать, чтобы понятно стало, если не всем, то как минимум 80 процентам студентов. Благо что-что, а простую аналогию можно найти даже самому сложному процессу.
Про вузы и их предполагаемое (?) объединение:
- Даже если и будут объединять, то, скорее всего, присоединять будут к нам (хитро улыбается), а не нас к кому-то. И вообще, не очень понятно, зачем все это нужно. Химтех находится на одной строчке рейтинга (кстати, довольно высокой), Текстильная академия - чуть ниже. В результате мы не выигрываем. Вот если бы была возможность создания смежных кафедр. Ну, например, графика у нас и у "текстилей". Если их объединить - получилось бы великолепно.
Про хобби:
- Хм, а что такое хобби? И является ли просмотр телевизора хобби? (Опять я в тупике. Да, тяжело приходится иногда студентам Владимира Владимировича. Зато как интересно! - Е.В.).
А вообще... спорт я люблю. Первый разряд был по прыжкам в длину, теннисом занимался, в баскетбол за сборную института играл... А сейчас времени не хватает. Книги люблю читать. Маркеса, например... (Ага, вот теперь некоторые вещи встают на свои места. А вы попробуйте "100 лет одиночества" почитать - и на лекцию! Ощущения незабываемые! - Е.В.)
Про сына:
- Сын, как ни странно, тоже Владимир Владимирович. Специально никто не подгадывал - так уж получилось. Почему он пошел в "Хим"? Тоже никто за уши не тянул, сам выбрал. В школе его увлекла "Гаагская модель", если бы это перевесило, то имел бы успех на факультете международных отношений... Но, видно, сыграл роль "личный пример": я работаю в ИГХТУ, бабушка его, моя мама, "Хим" заканчивала. Но я специальных усилий не прилагал - ни к поступлению, ни к отличной учебе. Да и он бы не позволил - самолюбие имеется. Ко мне обращался в том случае, если что-то непонятно. Не "не получается", а именно "непонятно".
А вообще, во многих вещах он меня превзошел. Не во всех, но во многих. Учили его лучше, чем меня. Ну, (начинает смеяться) и гены свое сыграли, наверное...
А готовить Вы умеете?
- Умею, конечно. Особенно супы всякие, борщи... Вкусно получается!
Про другие таланты:
- Творческие таланты? А наука разве не творчество? (Усмехается). Ну, я пишу стихи (иногда). Но не так, как Оскар Иосифович. Он может сочинить блестящий экспромт. А мне нужно особое настроение, вдохновение... (По секрету - мне стихотворение прочитали! Философско-иронического плана! Завидуйте! Ибо опубликовать его В.В. отказался напрочь. - Е.В.).
Про шпаргалки:
- А вот шпаргалками я не пользовался никогда! Ни разу. И сын тоже. (Ни разу не списать! Даже стыдно как-то... - Е.В.). Он говорил, что скорее не сдаст, чем спишет. Благо у нас обоих очень хорошая память. И четверок у меня не было. И у сына тоже. (Точно. Совершенство. Нельзя так жить... - Е.В.). Ну нет, промежуточные-то были, а вот за зачеты и экзамены никогда! (Уф! Ну хоть за контрольные четверки были! - Е.В.).
И списать у меня можно. Но! Если шпаргалка сделана своими руками и своими мозгами. Раз делал - значит читал. Уже хорошо. Некоторым просто необходимо иметь шпаргалку в кармане - пусть ни разу в нее не посмотрит. Ему так спокойней. А уж понять, знает студент материал или нет - легче легкого.
Ну и про Химтех...
- Что самое лучшее в ивановском Химтехе? Уу, это ты нашла, что спросить. Наверное, это межличностные отношения. У нас достаточно небольшой вуз, и многих знаешь не только как сотрудника, но и как человека. Семья у нас большая! (Улыбается). И это замечательно.