Лингвистические "Олимпийские игры" - 2008

"Химик"26(1936) 2008 Содержание

В нашей газете "Химик" уже много лет существует рубрика "Культура речи". Ведут ее преподаватели кафедры русского языка. Как правильно сказать, откуда пошло выражение, особенности некоторых речевых норм - это и многое другое узнают наши читатели в рубрике. Но сегодня мы хотим изменить традиционную форму рубрики: наши вопросы и задания прозвучат в рассказе о совершенно уникальном событии:

4 сентября в нашем университете в рамках "Недели первокурсника" во второй раз прошла игра для первокурсников "Знай наших!". Путешествуя по различным "станциям" ("Русский язык", "Мастера", "Лидер", станция "Спортивная"), новоиспеченные студенты должны были показать себя дружной и активной группой. И, конечно, в процессе игры формировались новые или крепли старые дружеские связи, выявлялись лидеры, раскрывались таланты... А сами организаторы - преподаватели кафедры русского языка, физической культуры, члены студклуба, члены студенческого правительства - очень хотели, чтобы игра "Знай наших!" была именно игрой, веселым соревнованием, неформальным мероприятием.

Станцию "Русский язык" подготовили и провели преподаватели кафедры русского языка - доц. И.В. Долинина и ст. преп. А.А. Григорян. Задачи, стоявшие перед организаторами станции, были не из легких: сделать игру интересной, атмосферу - свободной, а само выполнение заданий - непринужденным! Судить о том, насколько успешно справились преподаватели с этими трудностями, можно было по активному участию первокурсников в игре на нашей станции.

Несмотря на то, что не у всех студентов русский язык числится в списке любимых предметов, опасения новичков-первокурсников оказались напрасными. Русский язык - это увлекательно, весело и... спортивно!

Да-да, именно спортивно! Потому что преподаватели решили устроить на станции... Олимпийские лингвистические игры - 2008, девиз которых: "Грамотнее, культурнее, быстрее!!!"

Что ожидает любого спортсмена, готовящегося к соревнованиям? Конечно, прежде всего допинг-контроль! Преподаватели решили проверить, достойны ли вчерашние абитуриенты гордого звания "студент ИГХТУ". Как известно, в нашем университете наложен запрет на нецензурную лексику, и каждый первокурсник должен отказаться от использования таких слов в стенах alma mater. Задание на допинг-контроль звучало так: "В течение одной минуты сформулируйте свои пять причин отказаться от употребления мата в университете". Допинг-контроль все соревнующиеся прошли успешно, указав даже не пять, а гораздо больше причин не ругаться не только в университете, а вообще никогда!

В Олимпийских лингвистических играх были свои виды спорта, как и на любой олимпиаде. Второе соревнование устроители станции назвали "Стрельба по мишеням", так как его задание звучало так: "Вы должны быстро и метко "выстрелить по мишени" - закончить известное орфографическое правило".

Орфографические правила для студента-технаря - задачка не из легких. Попробуйте-ка сами вспомнить их за минуту! Например:

- После приставок на согласную пишется...

- В корне кас- пишем букву а, если...

- Одну -н- пишем в следующих суффиксах прилагательных...

- Слова с приставкой полу- пишутся...

Нужно отметить, что наши новые студенты вместе легко и быстро припомнили почти весь курс орфографии, а некоторые показали себя настоящими знатоками русского правописания. Попробуйте и вы ответить на эти вопросы...

Следующее соревнование называлось "Эстафета". Оно должно было показать, умеют ли новички работать в команде. Задание состояло в том, что нужно было очень быстро ответить на вопрос, заработать балл и передать право ответа товарищу. Больше ответов, больше очков!

Вот некоторые из заданий:

- Памятник и монумент - это синонимы или омонимы?

- Назовите антоним к слову умный?

- "Шампунь" - слово мужского или женского рода?

- Как правильно сказать - "трое женщин" или "три женщины"?

"Эстафету" многие группы преодолели буквально за две минуты. Это новый рекорд в истории Олимпийских лингвистических игр! А вы, читатели, тоже справились?

Итак, впереди последнее испытание - "Синхронное плавание". Смогут ли первокурсники "остаться на плаву"? Ведь в этом случае нужно было продемонстрировать не только основательные знания и работу в команде, но и творческие способности! Здание заключалось в следующем: "Во-первых, расставить ударения в словах. Во-вторых, к подчеркнутому слову сочинить рифмованную фразу, которая поможет запомнить правильное ударение. Например: запомнить ударение в слове "торты" нам поможет несложная рифмовка: "Ели-ели торты - не влезаем в шорты"!

Непростые слова было в этом задании: жалюзи, звонит, газопровод, каталог, дефис, вложить, дремота, обеспечение, искра, переключит.

С первой частью (правильно поставить ударение) наши студенты справились очень быстро, даже времени на подготовку не понадобилось (вы, надеемся, тоже смогли правильно сделать это?). Самыми интересными были результаты выполнения второй части. Вот уж где был простор для демонстрации поэтических талантов наших первокурсников! Судите сами.

1. Проведут газопровод -

    Очень будет рад народ!

2. В общаге бегает народ -

    Там рванул газопровод.

3. Дома телефон звонит,

    Только дома каждый спит.

4. Мы купили каталог -

    Прочитать никто не смог!

Закончились Олимпийские лингвистические игры - 2008. Жаль, что устроители станции не были уполномочены вручить медали самым грамотным, культурным и быстрым олимпийцам из нового студенческого набора. Но новички смогли заявить о себе. В образовавшихся группах "зажглись" свои "звезды": умные, сообразительные и веселые. Приятно, что не последнюю роль в этом процессе сыграла станция "Русский язык" в игре "Знай наших!".

P.S. от редакции. Если вы затруднились в поиске правильного ответа на поставленные вопросы, приходите на кафедру русского языка - там вам обязательно помогут.