Объединим наши усилия

"Химик"1(1946) 2009 Содержание

Различные формы проведения занятий в вузе - это уже не новость. В практику вузовского учебного процесса помимо традиционных лекций, лабораторных и практических занятий, семинаров уже давно вошли такие новые формы как ролевые игры, технологии игрового проектирования, виртуальные лаборатории, различные методы проектов, дискуссии и т.п.

Одним из таких необычных занятий, на котором удалось побывать нашему корреспонденту, стал совместный проект, организованный преподавателями кафедры МАХП и промэкологии.

Студенты-пятикурсники двух специальностей - "Машины и аппараты пищевых производств" и "Стандартизация и сертификация" (группы 5/31 и 5/7) получили совместное задание. Студенты-механики должны были разработать различные виды оборудования пищевой отрасли, а студентам-"сертификатчикам" необходимо было провести сертификацию предложенного оборудования и производства с целью продвижения его на рынке.

Работа получилась очень интересной и полезной со всех сторон, так как механики имели довольно смутное представление о системах менеджмента качества, стандартах ИСО, которые сейчас жизненно необходимы для любой фирмы и предприятия. С другой стороны, для студентов специальности "Стандартизация и сертификация" появилась реальная возможность познакомиться с реальными машинами и аппаратами пищевых производств и применить свои знания, полученные в процессе обучения, для разработки систем качества.

Студенты разделились на 6 команд, каждая выполняла свое задание, например, разработать и сертифицировать оборудование для фильтрации, для центрифугирования, теплообмена, перемешивания и т.п. И формы представления результатов оказались самыми разными: это и мультимедийные презентации, и разнообразные рекламные материалы, а одна из команд представила даже небольшой фильм.

Важно, что в ходе представления своей разработки студенты становились "ролевыми исполнителями" - они выступали как главные механики, технологи, инженеры по качеству, а некоторые даже "замахнулись" на роль генерального директора. Таким образом, практически каждый студент "примерил" на себя профессиональные компетенции разной степени ответственности.

Жюри, в состав которого входили проректор по учебной работе В.В. Рыбкин, доцент кафедры МАХП, проректор по ЗО и ДПО Н.Р. Кокина, доцент кафедры промэкологии Е.С. Чумадова, проф. Л.С. Кудин - декан факультета №1, оценивало выступления как предполагаемые заказчики пищевого оборудования. Дискуссии, сопровождавшие представление каждой работы, позволили студентам не только свободно ориентироваться в учебном материале, но и развивать навыки публичных выступлений, работать над культурой речи. Создавалась обстановка соревнования, борьбы за лидерство как между, так внутри команд. Игра была приближена к реальной обстановке, т.к. распределение вознаграждения за работу в коллективе (рейтинговые баллы) заставляло и преподавателей, и студентов четко мотивировать принимаемые решения. Открытым голосованием определялись победители по различным номинациям ("Лучшее представление конструктивной части", "Лучшее представление сертификационной части", "Лучшая презентация", "Команда-экстра"). По мнению жюри и участников в номинации "Экстра" победила команда, в которую вошли Олег Погребняк, Михаил Быков, Григорий Егоров (5/31) и Марина Яковлева, Яна Лекарева, Наталья Кудряшова, Марина Панова (5/7). Приз зрительских симпатий единогласно был присужден Александру Сидорову, выступление которого было таким ярким и убедительным, что все поверили - перед нами действительно генеральный директор!

Главная цель, как считает организатор проекта, доцент Н.Р. Кокина, была достигнута: студенты осознали тот факт, что знания не столько цель, сколько средство для освоения операций и компетенций профессиональной деятельности. Поэтому, наверное, стоит согласиться с современными аналитиками, которые утверждают, что качество подготовки специалистов изменится тогда, когда знания будут даваться с привязкой к реальности, а учебный процесс станет креативным и увлекательным.