К 175-летию со дня рождения Д.И. Менделеева

"Химик"8(1953) 2009 Содержание

(Продолжение. Начало в №2, 6).

С работами Д.И. Менделеева по изучению газов тесно связаны его исследования в области метеорологии. Ему принадлежат работы по выяснению закономерности изменений свойств воздуха с высотой.

Не вблизи земной поверхности, а в высоких слоях атмосферы он видит "великую лабораторию погоды". Мысли Менделеева направляются в сторону воздухоплавания, но и здесь он ищет прежде всего "основ". Результатом работы является сочинение "О сопротивлении жидкостей и о воздухоплавании" (1880 г.). Это сочинение, по мнению ученых того времени, могло служить основным руководством для лиц, занимающихся кораблестроением, воздухоплаванием, баллистикой. Ещё в 1875 году Д.И. Менделеев предложил проект стратостата объемом 3600 куб.м с геометрической гондолой, предполагая использовать его для подъема в стратосферу. (Эта идея была осуществлена лишь в 1924 г. О. Паккаром). Менделеевым был также разработан проект управляемого аэростата с двигателями. Он писал: "Есть уверенность в том, что когда-нибудь достигнут полной победы над воздухом. Только для этого, очевидно, необходимо точно знать сопротивление воздуха"...

Предвидя эту победу, Менделеев один раз выступил самостоятельно в качестве воздухоплавателя. Вот как описано это событие в воспоминаниях очевидца, профессора физики Е.А. Роговского: "...Русское физико-химическое общество снарядило две экспедиции для наблюдения солнечного затмения 7 августа 1887 года, одна из них находилась невдалеке от имения Д.И. Менделеева, близ станции Клин. Погода в дни до затмения была ужасная: небо всё время было закрыто тучами и часто лил дождь. И вот за два дня до затмения к нам прискакал на тройке Дм.Ив., весь забрызганный грязью. Не надеясь увидеть корону Солнца на земле, он решил взлететь на воздушном шаре выше облаков и приехал получить от членов экспедиции некоторые сведения относительно наблюдений солнечной короны. Помню одну фразу, сказанную им при прощании: "Я не боюсь летать, а боюсь того, что при спуске мужики примут меня за чёрта и изобьют". Рассказывают, что когда, сев перед затмением в корзину воздушного шара (аэростат был предоставлен в его распоряжение военным ведомством и приготовлен для полёта - прим.ред.) вместе с г. Кованько, начальником воздухоплавательного парка, Дм.Ив. заметил, что шар, веревочные сети которого намокли от дождя, не в состоянии поднять двух наблюдателей, он обратился к г. Кованько с требованием выйти из корзины... Тот первоначально отказался, но Дм.Ив. пригрозил выкинуть его из корзины, если не сойдет добровольно. (Впоследствии, уже будучи генералом, Кованько неоднократно вспоминал этот удивительный эпизод своей жизни - прим. ред.). Г-ну Кованько ничего другого не оставалось, как исполнить это требование, так энергично выраженное, и Дм.Ив. полетел один и поднялся выше облаков и таким образом мог наблюдать корону.

Менделеев, никогда раньше не летавший и не готовившийся управлять подъемом и спуском шара, совершил полет на высоту более 3000 м и пролетел более 100 км для наблюдения высших слоев атмосферы в столь исключительных условиях, сделал некоторые наблюдения и благополучно опустился, сохранив в целости шар. Этот случай показывает всю энергию и стремительность натуры Дм.Ив., не останавливающейся не только перед затруднениями, но и перед явной опасностью...".

Полет Д.И. Менделеева на воздушном шаре был отмечен Международным комитетом по аэронавтике в Париже. Менделееву была присуждена серебряная медаль французской Академии метеорологии.

(Продолжение следует).