К 175-летию со дня рождения Д.И. Менделеева

"Химик"10(1955) 2009 Содержание

"Завещал нам старик Менделеев благородной науке служить..."
(из гимна ИГХТУ)

(Продолжение. Начало в №№ 2,6,8)

35 лет своей жизни Д.И. Менделеев занимался педагогической деятельностью. Он преподавал в Симферопольской и Одесской гимназиях, в Петербурге: в кадетском корпусе, Инженерной академии, Институте корпуса инженеров путей сообщения, на Высших женских курсах (на общественных началах), в Технологическом институте и Петербургском университете. Он был сторонником хорошо продуманной и организованной общей системы образования, заботу по организации которой, по его мнению, должно взять на себя государство.

Д.И. Менделеев принимал непосредственное участие в организации многих учебных заведений и лабораторий России. Многие поколения русских химиков являются учениками Менделеева. Это не только те, кто слушал его лекции непосредственно в стенах университета и других учебных заведениях, но и все те, кто изучал химию по его "Основам химии". В памяти своих учеников Дмитрий Иванович оставил неизгладимое впечатление, его аудитория была переполнена студентами всех факультетов. Чтобы дать представление о том, как читал лекции профессор Менделеев, приведем выдержку из воспоминаний замечательного русского химика В.А. Яковлева: "Вот раздается оглушительный, долго длящийся гром рукоплесканий. Из маленькой двери, ведущей на кафедру, появляется могучая, сутуловатая слегка фигура Дм.Ив. Он кланяется аудитории, рукоплескания трещат еще сильней. Он машет рукой, давая знак к тишине, и говорит: "Ну, к чему хлопать. Только ладоши отобьете". Вот, наконец, наступает тишина, и аудитория вся замирает. Дм.Ив. начинает говорить. Первое время... вами овладевает какое-то чувство неловкости. Лектор растягивает как-то своеобразно фразу, подыскивая слово, тянет некоторое время "э-э-э", но, не беспокойтесь, - оно будет найдено, и какое: сильное, меткое, образное. Свое-образный сибирский говор на "о" - всё ещё сохранившийся акцент далекой родины. Речь течет всё дальше и дальше. Вы уже привыкли к ней, вы уже цените её русскую меткость, способность вырубить сравнение, как топором, оставить в мало-мальски внимательной памяти след на всю жизнь... Вы всё более и более поражаетесь глубиной и богатством содержания читаемой вам лекции. Да, это сама наука, более того, философия науки говорит с вами своим строгим, ясным и убедительным языком. Вы начинаете любоваться мощною, сумрачно грозной фигурой. В ней хорошо всё: и этот широкий лоб мыслителя, и сосредоточенно сдвинутые брови, и львиная грива падающей на плечи шевелюры. И когда этот титан в сумрачной аудитории с окнами, затененными липами университетского сада, освещенный красноватым пламенем какой-нибудь стронциевой соли, говорит вам о мостах знания, прокладываемых через бездну неизвестного, о спектральном анализе, разлагающем свет, доносящийся с далеких светил, - нервный холодок пробегает по вашей спине от сознания мощи человеческого разума. Вы содрогаетесь от прикосновения к вечным тайнам, к бесконечности".

А вот как вспоминает лекции своего учителя известный физик Б.П. Вейнберг: "...Он обладал природным даром захватывать аудиторию и мощно властвовать над ней. Трудно отдать себе отчет в том, чем достигал он этой власти над нами... В аудитории Менделеева была толпа стремящихся к науке студентов и был профессор университета в самом полном смысле этого слова. Профессор этот старался при случае уяснить нам назначение университета: что мы должны от него взять, а что должны ему дать и как должны будем пользоваться взятым, выйдя из университетских аудиторий и лабораторий в жизнь...".

В 1890 году в Петербургском университете начались студенческие волнения. После сходок, продолжавшихся несколько дней, была составлена петиция на имя министра народного просвещения, в которой наряду с требованиями академического характера, содержались и политические. Не имея возможности подать её прямо министру, студенты обратились к посредничеству Д.И. Менделеева, как самого популярного профессора, пользующегося огромным уважением и любовью. Дм.Ив. согласился, но с тем, что беспорядки прекратятся. В тот же день петиция была передана министру, которой тот не принял и возвратил Менделееву с посланием: "...ни Министр и никто из состоящих на службе Его Императорского Величества лиц не имеют права принимать подобные бумаги".

Студентам стало известно, что министр не принял петиции. Беспорядки возобновились. Университетская администрация ввела в университет полицию, некоторые студенты были арестованы, протест был подавлен. Создалось такое положение, что Д.И. Менделеев не счет возможным оставаться профессором университета и подал прошение об отставке. Никакие просьбы факультета и совета университета не имели успеха, он не изменил своего решения. При таких обстоятельствах Менделеев прочел свою последнюю лекцию, о которой так вспоминал будущий выдающийся физико-химик, академик А.А. Байков: "Менделеев читал последнюю, заключительную главу курса неорганической химии, он говорил о роли науки в жизни государства и народа, о значении науки для промышленности, призывал сближать промышленность и науку, излагал свою идею о поднятии техники для индустриализации страны. И закончил он лекцию такими словами: "Покорнейше прошу не сопровождать моего ухода аплодисментами по множеству разных причин". Эти слова были так выразительны, что не раздалось ни единого возгласа, ни одного хлопка, и среди этой мертвой тишины он оставил аудиторию, оставил ее навсегда."

(Продолжение следует)