Из доклада А. Кукушкина по результатам социологического исследования

"Химик"12(1957) 2009 Содержание

При подготовке к конференции студенческим правительством было проведено традиционное социологическое исследование с целью выявления основных проблем организации учебного процесса и разработки соответствующих направлений их решения. В анкетировании приняли участие 240 студентов, т.е. каждый третий студент дневного отделения первого курса всех факультетов.

В качестве основных причин, которые мешают студентам учиться лучше, отмечены проблемы, связанные с личной жизнью. Многие студенты считают, что просто не могут заставить себя учиться интенсивнее. Отмечают также дефицит преподавателей, которые хорошо объясняют учебный материал.

Студентам нравится учиться. Студентов, главным образом, мотивирует стремление состояться в жизни высоким профессионалом и стремление к самореализации, основными же стимулами являются высокие требования на экзаменах и зачетах (следовательно, и размер стипендии), возможность сделать что-либо самому практически (т.е. в кабинете или лаборатории) и наличие на руках нужных учебников и пособий. В нашем университете создана наиболее эффективная система материального стимулирования студентов к учебе через дифференцированные коэффициенты. И мы это с вами непосредственно ощущаем, получая стипендию не 1100, а 2000 рублей и более.

Одним из важнейших аспектов изучения учебного процесса является анализ взаимоотношений преподавателей и студентов. Анкетирование показало, что конфликтные ситуации между преподавателями и студентами случаются, но не очень часто. В основном студентов не устраивает скучное преподнесение учебного материала, невозможность ведения записей за лектором, непонятное объяснение материала и чтение лекции только под запись.

В ходе исследования студентами были выделены основные качества, которые они наиболее ценят в преподавателях. Идеальный, по мнению студентов, преподаватель должен уметь понятно и доступно излагать материал, объяснять новое. Он должен быть общительным, уметь идти на контакт со студентами, иметь чувство юмора, обладать такими качествами, как чуткость и отзывчивость.