Быть нужной людям

"Химик"26(1971) 2009 Содержание

Разговор с директором подготовительных курсов ИГХТУ Маргаритой Николаевной Камышенцевой сегодня не случаен: подготовительными курсами в нашем вузе она руководит уже 36 лет. За это время через курсы прошло более 10000 (!) человек. Многие из них сегодня – сложившиеся специалисты, видные ученые и руководители, до сих пор с благодарностью вспоминают то внимание, готовность помочь, высокий профессионализм и доброту, которыми они были окружены во время учебы на курсах. Именно эти качества присущи как самой Маргарите Николаевне, которая первой встречает слушателей - будущих абитуриентов, так и тем педагогам, которые работают на подготовительных курсах, занимаясь с ними физикой, математикой, химией, русским языком…

- Сегодня непростое время в жизни вуза. Демографический кризис, снижение числа выпускников сказываются и на вашей деятельности. Как сегодня изменилась деятельность курсов?

- Эта тенденция – снижение числа выпускников – прослеживается уже на протяжении нескольких лет. И поэтому нужны всё большие и большие усилия, чтобы найти тех, кто хочет учиться именно у нас, привлечь их, убедить, что Химтех – лучше всех! Это мы сейчас и стараемся делать все, сообща. И кое-что получается. В этом году у нас неплохой опыт с проведением занятий по подготовке к ЕГЭ по химии. Мы смогли предложить школьникам бесплатные еженедельные курсы именно по подготовке к ЕГЭ. На сегодняшний день столько желающих, что пришлось организовать два потока, чтобы было удобнее и слушателям, и преподавателям.

- А изменились ли сами слушатели?

- К сожалению, да. Школьники приходят более слабые – это во-первых. Во-вторых, многие из них инфантильны, к ним нужен особый, индивидуальный подход. Все они рассчитывают на индивидуальные занятия. Разумеется, в связи с этим мы стараемся предоставить им именно индивидуальную работу с преподавателем или занятия в группах малой наполняемости (10-12 человек). Многих это устраивает, ведь во время каждого занятия преподаватель может подойти к каждому ученику и выяснить все трудности. Эффект от таких занятий значительно выше.

- Но труд педагога, который должен восполнить пробелы знаний, подготовить школьника к учебе по-новому, остался таким же ответственным и незаменимым?

- Я думаю – еще более ответственным. Наши преподаватели всегда с высокой ответственностью подходили к этой работе, а в нынешней ситуации, когда много слабо подготовленных детей (а это следствие и изменений в школьной программе – сокращения числа часов по физике, химии и т.п., и зачастую снижение уровня педагогической подготовки), это еще более заметно. Трудоемкость работы преподавателей, работающих со школьниками, как по химии, так и по физике, математике, да и русскому языку, возросла многократно. Что говорить – русский язык для русских школьников стал «камнем преткновения»! Никогда не было такой востребованности в преподавании русского языка! Школьники приходят на занятия по субботам и, как отмечают и сами школьники, и их родители, и педагоги, приходят с удовольствием – ведь это им нужно, важно и очень полезно.

Огромный опыт и стаж «директорства» Маргариты Николаевны на курсах – это один из поводов нашего интервью. Другой повод – ее личный знаменательный юбилей. Много теплых, искренних слов признательности и добрых пожеланий слышит она в эти дни. Присоединимся и мы к хору поздравлений: спасибо Вам, Маргарита Николаевна, за то, что для многих наш вуз начался именно с Вас – внимательной, доброй и отзывчивой. И пусть ваша доброта и жизнелюбие, ваша энергия и активная позиция помогут ещё многим и многим. Доброго Вам здоровья и побольше положительных эмоций!