Учебный процесс глазами студентов

"Химик"7(1981) 2010 Содержание

23 марта прошла пятая конференция «Учебный процесс глазами первокурсников». Участие в конференции приняло более 100 человек, в том числе проректор по научной работе В.А. Шарнин и проректор по связям с общественностью О.Н. Захаров, а также все заинтересованные студенты. Были представлены доклады Алексея Кукушкина (5/133) «Учебный процесс глазами студентов: проблемы и пути решения», Юрия Жабанова (5/14) «Болонский процесс в Европе, России, ИГХТУ», Константина Литова (6/124) «Как достичь желаемого» и Александра Макушина (4/50) «Микроклимат в группе».

Затем модераторы, разделившись по трем секциям (№1 «Учебный процесс» - М. Турыгина (6/125), Ю. Жабанов (5/14), А. Кукушкин (5/133); №2 «Микроклимат в группе» - И. Баранов (5/129), А. Рыбаков (3/42), А. Макушин (4/50); №3 «Условия проживания в общежитии как фактор, влияющий на успеваемость» - А. Фудько (6/125), Д. Майоров (3/32), асп. А. Новиков), приступили к непосредственному общению с пришедшими на конференцию студентами.

В ходе обсуждения были выявлены следующие основные проблемы: нехватка необходимой литературы, неудобное расписание, отсутствие у студентов навыков самостоятельной работы. Для решения проблем студенты предлагали ввести пятидневную учебную неделю, сделать необходимую литературу доступной на сайте университета.

Многое из перечисленного уже сейчас реализуется в университете: повышается оснащенность аудиторий мультимедийным оборудованием, в образовательный процесс внедряются новые технологии, в лабораториях, где студенты могут заниматься исследованиями, появляются современные научные приборы. Мы считаем, что главная задача, которую ставили перед собой организаторы конференции, - привлечь внимание вузовской общественности к проблемам студенческой жизни, к организации учебного процесса, достигнута. Мы смогли высказать свое мнение и надеемся, что оно было услышано.

Некоторые результаты социологического исследования «Учебный процесс глазами студентов: проблемы и пути решения»

При подготовке к этой конференции студенческим правительством было проведено ежегодное социологическое исследование с целью выявления основных проблем организации учебного процесса и разработки соответствующих направлений их решения.

В анкетировании приняло участие 236 студентов дневного отделения 1 курса всех факультетов, т.е. практически каждый третий первокурсник.

Особенно интересен блок «Учебный процесс»

Студенты оценили уровень организации учебного процесса в среднем на 7 баллов из 10, что является результатом выше среднего. Были обозначены следующие проблемы: неудобное расписание; дефицит преподавателей, которые хорошо объясняют учебный материал; перегруженный учебный график. В результате некоторые студенты предпочитают пропускать учебные занятия.

В качестве основных причин, которые мешают студентам учиться лучше, большинство отмечает, что не может заставить себя учиться интенсивнее. Для повышения качества учебного процесса многие студенты предлагают ввести дополнительные индивидуальные занятия и консультации.

Для повышения эффективности процесса обучения, студенты предлагают внедрять активные формы обучения в учебный процесс для того, чтобы его разнообразить и повысить заинтересованность и участие студентов в нем.

Одним из важнейших аспектов является анализ взаимоотношений преподавателей и студентов. Анкетирование показало, что конфликтные ситуации между преподавателями и студентами случаются, но не очень часто (30% опрошенных). В основном студентов не устраивает скучное и монотонное преподнесение учебного материала, невозможность ведения записей за лектором, непонятное объяснение материала и чтение лекции только под запись.

В ходе исследования студентами были выделены основные качества, которые они наиболее ценят в преподавателях. Идеальный преподаватель должен уметь понятно и доступно излагать материал. Он должен быть общительным, уметь идти на контакт со студентами, иметь чувство юмора, обладать такими качествами, как чуткость и отзывчивость.

И, наконец, о том, что же написали студенты в разделе пожеланий. Среди дополнительных видов досуга, которые первокурсники хотели бы видеть в нашем университете, отмечены курсы компьютерной графики, автоспорта, бокса, бильярда, большого тенниса и даже… плавания (и это весьма реально, если наш вуз выиграет в конкурсе «Вуз – территория здоровья»). Отмечали студенты, что им хотелось бы, чтобы некоторые спортивные секции были общедоступными (волейбол). В целом все отзывы доброжелательные и позитивные.