Мастер-класс «Техника ораторской речи»: готовимся к VI Областному студенческому конкурсу ораторов среди студентов-первокурсников
12 апреля 2010 года накануне Шестого Областного студенческого конкурса ораторов по инициативе кафедры русского языка впервые состоялся мастер-класс «Техника ораторской речи». Мастер-класс проводила доцент кафедры русского языка Ю.Н. Здорикова – член Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики. Юлия Николаевна не первый год серьезно занимается вопросами преподавания риторики. Свой мастер-класс Ю.Н. Здорикова адресовала, в первую очередь, студентам-первокурсникам, но познакомиться с её оригинальной методикой пришли коллеги из соседних вузов: медакадемии и архитектурно-строительного университета.
С самого начала Юлия Николаевна решила, что мастер-класс должен быть интерактивным мероприятием, в котором будут участвовать все присутствующие. По замыслу преподавателя, первая часть мастер-класса была демонстрационной. Рабочая группа из девяти наших студентов-первокурсников показывала образцы выполнения заданий на совершенствование техники ораторской речи. А задания были нелегкими! Попробуйте сами быстро произнести поговорку: «На мели мы налима лениво ловили», при этом последовательно интонационно выделяйте каждое слове в этой поговорке! А как вам такое задание: быстро произнесите фразу «Мне не до недомогания! Ай да я!»? Произнесли и думаете, что ничего сложного? А сейчас скажите эту же фразу с выражением грусти, радости, удивления, злости, восторга, зависти… Справились? Вот еще упражнение, которое выполняется в команде: группа читает поговорку, делая паузу сначала на один, а потом на два такта: «Повар Пётр. Повар Павел. Пётр пёк. Павел парил. Павел парил. Пётр пёк. Повар Павел. Повар Пётр». Не сбились? А наши участники справились и с еще более трудным заданием по этой поговорке: в одно и то же время первая команда произносила поговорку на один такт, а вторая команда – на два такта. Сосредоточиться на интонации и тактах, когда рядом с тобой задается совершенно другой ритм, очень трудно.
Вторая часть мастер-класса имела обучающий характер. Рабочая группа была настолько убедительна и с виду так легко справлялась со всеми заданиями, что зрители, воодушевившись, тоже захотели попробовать свои силы в полезных и весёлых упражнениях. Конечно, тут были и радость от сознания собственного успеха, и сомнения, и смех, и некоторое смущение, если не сразу удавалось выполнить задание. А главное, все получили большое удовольствие! Руководитель, рабочая группа, зрители стали на время мастер-класса единой командой и блестяще справились со всеми заданиями!
Организаторы мастер-класса благодарят участников рабочей группы. Это наши студенты 1 курса, продемонстрировавшие ораторские способности в своих выступлениях на занятиях русским языком: К. Логачёва (1/15), К. Пименова (1/4), Д. Никитин (1/9), Ю. Полякова (1/50), М. Семёнова (1/50), Е. Камышев (1/6), Г. Судэнко (1/6), О. Рязанцева (1/6), К. Ситанов (1/10).