«АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ: СОБИРАТЕЛЬ СНОВ»

"Химик"14(1988) 2010 Содержание

«Когда ты будешь писать книгу обо мне,
не описывай меня как тирана…не пиши обо мне как о статуе.
Пиши о том, что ты чувствовала, о том, что я значил для тебя…»
Андрей Тарковский.

24 мая в нашей области открылся IV Международный кинофестиваль «Зеркало» им. Андрея Тарковского. Событие, замечательное уже по своей сути. Но мы хотим обратить ваше внимание, уважаемые читатели, на участие в фестивале наших студентов – артистов студенческого клуба ИГХТУ. 25 мая в рамках фестиваля «Зеркало» в концертном зале «Классика» прошла мультимедийная презентация книги Лейлы Александер-Гарретт «Андрей Тарковский: собиратель снов».

Первое представление этой книги прошло 9 апреля в нашем актовом зале и было приурочено к дням памяти, пожалуй, самого загадочного режиссера нашей страны. Презентация была частью проекта Е.Ю. Борзова «Андрей Тарковский в воспоминаниях», посвященного 78-летию со дня рождения режиссера. Евгений Борзов – исследователь творчества А.Тарковского, профессор ИГТА, автор мультимедийной литературно-поэтической композиции «Мартиролог», основанной на дневниках режиссера, и двух фильмов о Тарковском - «Отраженное время» и «Притяжение памяти». Над реализацией проекта под руководством его и руководителя студенческого клуба ИГХТУ И.В. Сметаниной почти полгода трудились студенты и выпускники ИГХТУ и ИГТА – Е. Рожкова, А. Мухина, А. Майзлиш, О. Козлов, Е. Исаева, аудио-видеомонтаж – С. Евсеев.

На презентации в нашем зале присутствовали люди разных поколений – от пожилых, для которых фильмы Тарковского – символ ушедшей юности, до молодых любителей культового кинематографа. Зал был заполнен лишь наполовину и, наверное, именно это создавало ощущение, что ты постигаешь тайну Тарковского, которая открывается только избранным – тем, кто ценит и понимает. Что же касается «фестивальной» презентации, состоявшейся 25 мая, здесь зрители заполнили зал до отказа – всех привлекала еще и возможность встретиться с автором книги – Лейлой Александер-Гарретт.

Лейла Александер-Гарретт – переводчица, работавшая вместе с Тарковским в Швеции на съемках фильма «Жертвоприношение». Она родилась в СССР, окончила институт кинематографии в Швеции, прекрасно владеет несколькими языками и сейчас живет в Англии. Тарковский считал ее ведьмой, от слова «ведать», «знать». Режиссер был убежден, что эта женщина была ниспослана ему судьбой - о появлении в его жизни женщины-друга, верного помощника, еще в юности говорила ему мама. Для него Лейла была не просто частью съемочной команды - она была его истинным другом. «Добрый ангел» - так называл ее сам режиссер. В основу книги «Андрей Тарковский: собиратель снов», над которой Александер-Гарретт работала несколько лет, легли воспоминания, дневники, которые она вела каждый день в течение всего съемочного периода картины, и фотографии из личного архива. Съемки «Жертвоприношения» были очень сложными, эмоционально трудными. Тарковский много говорил о роли женщины, ее «растворении» в мужчине – Лейлу возмущали такие патриархальные рассуждения, но вместе с тем она являлась для него той самой опорой, преображающей весь мир. Она была с ним рядом, неосознанно принося в жертву творчеству режиссера свою жизнь. «Я слушала его с открытым ртом, сердцем и душой», - пишет Александер-Гарретт. Наверное, поэтому книга получилась очень чувственной, настоящей, не отчужденной – как посвящение, признание в любви. Именно такой, какой хотел бы видеть ее сам Андрей Арсеньевич.

Такие разные – то яркие, добрые, а где-то грустные и тяжелые воспоминания Лейлы Александер-Гарретт послужили источником вдохновения для создания мультимедийного фильма. В результате кропотливой, трудоемкой работы студентов ИГХТУ и ИГТА на экране ожили страницы книги «Андрей Тарковский: собиратель снов» и фотографии из личного архива Александер-Гарретт, а видеомонтаж фрагментов фильма А. Тарковского «Жертвоприношение» и документальных фильмов о нем, созданный собственными усилиями автора и участников проекта, составил сложную эмоционально-художественную композицию. Благодаря этому мультимедийная презентация выглядела невероятно живой, осмысленной, трогательной. Фильм перенес зрителей не просто через режиссерский мир, а через внутреннюю сущность честного, бескомпромиссного человека - Андрея Тарковского и оставил наилучшие впечатления. Доказательство тому - искренние слезы на глазах гостей мероприятия.