«Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать...»

"Химик"24(1998) 2010 Содержание

История кафедры берёт своё официальное начало в 1985 году   в год издания приказа о её создании (число иностранных студентов в вузе неуклонно росло). Однако корни русистики в нашем учебном заведении уходят в далёкий 1921-й, когда был открыт первый рабфак, на котором преподавали русский язык и литературу, а также принимали вступительные экзамены в вуз Шиповский П.А., Белороссов К.И., Воскресенская М.В., Веселовский С.П., Меерович Ф.С., Яковлев И.С. - их имена сохранились в архивах университета. Лично я, придя на рабфак уже 70-х годов, застала Молокову Т.В. и Антропову Л.А., у которых училась и проводить вступительные экзамены по предмету, и работать со слушателями рабфака, и обучать русскому языку учащихся национальных групп - низкий им поклон!

Новый этап в профессиональной жизни преподавателей-русистов начался в 1979 году с появлением первых иностранных студентов, когда приходилось на ходу "переквалифицироваться" -  овладевать методикой преподавания русского языка как иностранного и обучать, не имея поначалу ни рабочих программ, ни учебной литературы, ни методических разработок. Но, надо отдать должное, поддержка со стороны руководства института была ощутимой: нас регулярно направляли на ФПК в Российский университет дружбы народов или в Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, где слушателей без ограничений снабжали методическими материалами. Этот год в деятельности немногочисленного коллектива был ознаменован созданием секции русского языка (при кафедре иностранных языков), в составе которой работали ст. преп. Кочетков В.В. - зав. секцией, Антропова Л.А., Михеева Л.Н., Павленкова И.С.

Несмотря на трудности начального периода, в свободное от занятий время преподаватели секции активно и творчески приобщали студентов к российской действительности, организуя для них экскурсии по г. Иванову и в другие города Советского Союза; посещение школ, музеев, театров, выставок; встречи с учёными, студентами, школьниками и дошкольниками (были встречи и в детских садах) и т.д. В те же годы (как сейчас помню: во Дворце пионеров, в Палехской комнате) был открыт "Русский клуб", призванный знакомить наших иностранцев с русскими национальными традициями и праздниками - культурой страны. Под руководством преподавателей иностранные студенты активно участвовали в художественной самодеятельности: так, на материале детских художественных произведений ("Муха-цокотуха", "У меня зазвонил телефон...") со студентами ставились целые театральные представления с показом на сцене актового(!) зала института, более того, с ними мы "гастролировали" по вузам города.

К 1985 году состав русистов в вузе заметно пополнился (к.ф.н. Лебедева Г.Н. - зав. кафедрой, Полетаева Г.Г., Челышева Н.Н., Белых Н.Н., Лобанов В.А.), и у только что созданной кафедры русского языка как иностранного появились свои учебные помещения (а позднее и лингафонный кабинет), работа преподавателей приобрела более системный и слаженный характер. Они стали повышать свою квалификацию не только в рамках ФПК, но и обучаясь в аспирантуре, в результате чего количество остепенённых преподавателей заметно выросло (Михеева Л.Н., Кабанова Е.А., Лобанов В.А.). Фонд учебной литературы пополнили методические указания, разработанные своими силами. Преподаватели активно выезжали с научными докладами на конференции в ведущие профильные вузы России (гг. Москва, Ленинград, Свердловск, Владимир, Горький и др.). 80-е годы были отмечены работой наших преподавателей за рубежом: Кочетков В.В. (Афганистан), Михеева Л.Н (ГДР, позднее   Китай), Кабанова Е.А. и Полетаева Г.Г. (ПНР), Лобанов В.А. (Индия).

В 1991 году, когда состоялся первый набор иностранных учащихся на подготовительное отделение, работа кафедры русского языка, с одной стороны, усложнилась, а с другой, приобрела новые, перспективные формы. Перед преподавателями, прежде всего, встала сложнейшая задача: за один год учебы, а то и меньше, с нуля(!) научить ребят русскому языку, причём для эффективного общения не только в бытовой, но и в учебно-профессиональной, социокультурной и других сферах речевой деятельности. Постепенно в университете стали появляться также иностранные стажёры, потом аспиранты, позднее магистранты, а сегодня ещё и студенты из стран ближнего зарубежья. С годами менялся и состав иностранных учащихся: от социалистических Афганистана, Вьетнама, Кубы и стран Латинской Америки по гослинии к арабским странам, Африке, Монголии и Китаю на коммерческой основе, до Туркменистана, Грузии, Таджикистана (бывших советских республик). И каждый набор иностранцев ставил перед кафедрой свои, новые задачи.
В 1996 году наша кафедра была переименована в кафедру русского языка, что говорило не только о расширении сферы её деятельности, но и о начале нового периода в жизни коллектива, однако, это уже день сегодняшний, о котором тоже "когда-нибудь мы будем вспоминать..."