Слово юбилярам
Доц. Н.Н. Челышева, ответственная за учебную работу:
- Направления учебной деятельности преподавателей-русистов регулярно обновлялись в связи с меняющейся ситуацией: сначала это были рабочие факультеты, затем - подготовительные отделения, где обучались слушатели русских и нерусских национальностей, потом вуз начал принимать на обучение иностранных студентов и аспирантов. Только за последние 20 лет с помощью преподавателей нашей кафедры русским языком овладели студенты из более чем 40 стран Азии, Африки, Латинской Америки, Европы. Работать с иностранными студентами всегда было нелегко, но очень интересно. А с 2000-го года преподаватели нашей кафедры работают и с российскими студентами-первокурсниками, читая курс русского языка и культуры речи.
Однако каждодневная работа в аудитории - далеко не вся наша деятельность. Ежегодно в целях популяризации знаний о русском языке мы проводим олимпиады по русскому языку, готовим задания для станции "Русский язык" в игре для первокурсников "Знай наших!", организовали турнир "Самый умный" для студентов разных курсов. А как не вспомнить раздел "О русском по-русски" на Форуме университета и постоянную рубрику "Культура речи" в нашей вузовской газете "Химик" (более 15 лет)! Материалы по данной тематике, подготовленные преподавателями кафедры, регулярно появляются не только в городских и областных СМИ, но и в ведущих центральных журналах, таких как "Мир русского слова", "Русская речь", "Русский язык в школе":
Если заглянуть в планы и отчеты нашей кафедры, там можно найти и другие достойные дела: от учебных программ к разнообразным курсам до многочисленных "методичек" и пособий с грифом УМО, но речь не о статистике, а о любви преподавателя-русиста к своему главному делу - обучению родному языку!
Доц. Ю.Н. Здорикова, ответственная за научную деятельность:
- Научная работа кафедры в рамках общей темы "Линвокультурологический аспект изучения языка: теоретические основы и методика преподавания" ведется по самым разным направлениям: исследование онтологических категорий русской языковой картины мира и отдельных культурных концептов; выявление социолингвистических причин языковой эволюции, особенностей лингвокультурной ситуации в современной России, динамики языковой нормы; разноаспектный анализ текста (семантика, грамматика, стилистика); изучение поэтики художественного текста; актуальные аспекты методики преподавания русского языка.
Наши преподаватели и сотрудники не только регулярно принимают участие в ивановских и иногородних научных конференциях, но и сами с 1998 г. выступают организаторами научных форумов, посвященных актуальным проблемам русского языка и культуры речи. Несомненным достижением в плане научно-исследовательской работы нашего коллектива можно считать победы в конкурсах грантов РГНФ - в 2007 и 2010 гг.
Важное направление деятельности нашей кафедры - научно-исследовательская работа со студентами и учащимися химического лицея. В этой связи можно вспомнить заседания секции русского языка на ежегодных Днях науки, где свои доклады представляют как русские, так и иностранные студенты. Многие из них настолько увлекаются лингвистическим исследованием, что продолжают его на старших курсах, участвуют в конкурсах грантов. Так, в 2008 году студентка Наталья Девятина получила Диплом лауреата конкурса грантов для поддержки студенческих НИР, а в 2009 году студентка Любовь Евстигнеева победила во внутривузовском конкурсе грантов по гуманитарному направлению. Наши иностранные студенты - тоже постоянные участники различных конкурсов, олимпиад и фестивалей по русскому языку. Три года подряд они получают Дипломы участников Олимпиады по русскому языку как иностранному (г. Москва, РУДН). А в 2008 году маленькая команда наших ребят-иностранцев (Нина Шарлин Ялва, Ли Шуай, Кетеван Звонарева) заняла второе место (из 27 команд) на Фестивале русской речи в Воронеже!
Думаю, объем нашей научной работы могут охарактеризовать и такие цифры: только за последние 10 лет преподавателями кафедры русского языка опубликовано 185 статей, в том числе 13 в научных журналах и сборниках из перечня ВАК.
Доц. Е.Н. Стрельчук, ответственная за научно-методическую работу:
- На кафедре русского языка регулярно и плодотворно работает научно-методический семинар, тематика которого связана с освещением новых тенденций в развитии современного русского языка и методики его преподавания. Хочется отметить семинар "Особенности работы с иностранными (китайскими) студентами в условиях внеязыковой среды", на котором анализировались причины трудной адаптации китайских студентов к российским условиям обучения и предлагались пути преодоления этих проблем. Своеобразным "ноу-хау" кафедры русского языка стала организация научно-методических семинаров междисциплинарного характера. Так, по инициативе кафедры был проведен совместный с кафедрами "Финансы и кредит" и "Экономика и финансы" семинар на тему "Специфика преподавания научного стиля речи иностранным учащимся экономических специальностей". Одним из результатов обсуждения явилась договоренность о создании совместных учебных пособий по данному аспекту речевой деятельности. И нужно отметить, что принятое решение успешно реализуется: менее чем за два года подготовлено три пособия такого характера. Только в 2009/2010 учебном году из печати вышли 4 учебных пособия (в том числе одно с грифом УМО) и 4 методических указания.
Доц. И.В. Долинина, ответственная за воспитательную работу:
- Для студентов университет - не просто место учебы. Он дает им возможность общаться, найти новых друзей, проявить себя, раскрыть свои способности. Внеаудиторные мероприятия кафедры помогают объединить русских и зарубежных студентов, развивают толерантные отношения, воспитывают любовь к русскому языку: Российские студенты на вопрос о кафедре русского языка называют уникальную акцию «Мату - нет!», организованную по инициативе кафедры в сотрудничестве со студенческим правительством ИГХТУ в целях борьбы с нецензурной лексикой в стенах родного университета. Новичкам-первокурсникам «старожилы» рассказывают о студенческом Областном конкурсе ораторов, который проводится кафедрой каждый год. Иностранные студенты с восторгом вспоминают наше традиционное празднование Масленицы - с играми, танцами и, конечно, вкусными блинами. Выпускники-иностранцы даже спустя годы готовы по-русски в подробностях поведать о Мостах дружбы, о Русском клубе, о знакомстве с русскими национальными традициями и об экскурсиях по городам Золотого кольца. Для учащихся химического лицея дороги воспоминания о замечательных литературных гостиных, поэтических вечерах, интересных поездках.
Только в этой работе понимаешь, насколько наши русские и иностранные студенты талантливые и дружные, сколько у них оригинальных идей, как они любят учиться, узнавать новое!