Научные мероприятия, объединенные заботой о русском языке
26-28 октября 2010 года в Санкт-Петербургском Институте русского языка и культуры прошёл II Конгресс РОПРЯЛ (Российского общества преподавателей русского языка и литературы) на тему «Русский язык и культура в пространстве Русского мира». Научное мероприятие прошло при поддержке Фонда «Русский мир», председателем Попечительского совета которого является проф. Л.А. Вербицкая – Президент МАПРЯЛ и РОПРЯЛ.
От кафедры русского языка ИГХТУ в Конгрессе участвовали зав. кафедрой проф. Л.Н. Михеева и доценты кафедры Долинина И.В., Стрельчук Е.Н. Работа Конгресса проходила по нескольким направлениям и в рамках круглых столов. В направлении «Лингвокультурные доминанты русского мира» с пленарным докладом «Лингвокультурная ситуация в современной России как объект научного исследования» выступила Л.Н. Михеева, поделившаяся опытом работы творческого коллектива кафедры русского языка ИГХТУ над изучением лингвокультурной ситуации в нашем регионе (на материале речевой культуры ивановского студенчества).
Напомним, что данный научно-исследовательский проект получил грант РГНФ и был частично реализован в процессе работы научно-практической конференции «Актуальные проблемы русского языка и культуры речи», которая проходила в нашем университете 5 ‑ 7 октября 2010 г. по плану мероприятий РОПРЯЛ и была посвящена 80-летию вуза и 25-летию кафедры русского языка. К открытию конференции кафедрой издан двухтомный сборник научных трудов её участников.
Кроме пленарного заседания и работы пяти секций, в рамках этой конференции состоялся круглый стол на тему «Речь молодёжи: состояние и перспективы изучения», в котором принимали участие ивановские студенты, в том числе иностранные, как в качестве слушателей, так и докладчиков. Доклад студентки 2 курса ИГХТУ Анастасии Тихомировой был посвящен проблемам исследования речи молодежи. Он вызвал интерес аудитории и последующее его обсуждение. Студент 3 курса из Китая Лю Ян поделился интересными наблюдениями над речью ивановской учащейся молодежи с точки зрения ее восприятия китайскими студентами. Как негативный факт было отмечено частое использование нецензурных слов теми и другими носителями языка. Продолжение этой темы нашло отражение в докладе студента-первокурсника из Анголы Симбы Мигеля Агинальдо о месте сквернословия в языке. Докладчик затронул не только лингвистические аспекты этой проблемы, но также привлек результаты исследований по вопросам религии, биологии. Бурную реакцию вызвал доклад студентки 3 курса ИГАСУ Светланы Комаровой о современных заимствованиях в речи молодежи. Изучив материал 100 анкет, докладчица пришла к выводу о том, что сегодняшняя молодежь хорошо ориентируется в использовании заимствованных слов и предпочитает русскому эквиваленту иноязычное слово. Студенты дискутировали о причинах «американизации» русского языка и частого использования заимствований вместо русских эквивалентов, о роли старославянизмов в современном языке и о дальнейшей судьбе заимствований. В обсуждении проблем русского языка наряду с российскими студентами участвовали представители Таджикистана, Дагестана, Китая, Анголы. По итогам проведенного мероприятия на очередном заседании кафедры русского языка были отмечены и поощрены наиболее активные студенты-докладчики и организаторы круглого стола.
В качестве продолжения темы научного творчества студентов можно рассматривать Благодарственное письмо, поступившее на имя ректора нашего университета О.И. Койфмана из Томского политехнического университета и Института международного образования и языковой коммуникации, где в январе ‑ мае 2010 г. проходил IV Всероссийский смотр научных и творческих работ иностранных студентов российских вузов. От нашего университета в смотре приняли участие Пань Хунцзин (выпускница 2010 г.) с научно-исследовательской работой «Русская и китайская лингвокультуры (на материале паремий)» и Фам Тхи Лан (гр. 6/100) с исследованием «Образ и символ цвета в культуре народов: сопоставительный анализ» (руководитель – проф. Л.Н. Михеева) – их статьи опубликованы в научном сборнике смотра. В письме говорится, что студенты ИГХТУ «продемонстрировали высокий уровень научных достижений и творческих способностей», оргкомитет смотра выражает ректору благодарность «за поддержку научной и творческой инициативы студентов и аспирантов», а также за участие «в этом значительном для российского вузовского сообщества мероприятии».
Все эти различные по статусу и жанру научные мероприятия, прежде всего II Конгресс РОПРЯЛ и конференция в ИГХТУ, показали, насколько актуальной остаётся задача формирования речевой компетенции представителей российского социума, особенно молодёжи, причем студенческой. Если говорить в глобальном смысле, то на состоявшихся научных форумах речь шла о сохранении национальных культурных ценностей, в числе которых и русский язык как главная «лингвокультурная доминанта Русского мира».